Экологическая справедливость и гендерное равенство — это вопросы, которые на протяжении десятилетий были одними из самых больших проблем, волнующих нашу планету в целом. Одним из таких движений, которое рассматривает связь между ними и объединяет экологию и феминизм, является экофеминизм.
Экофеминистки рассматривают экологические проблемы как феминистский вопрос, поскольку женщины и другие маргинализированные сообщества наиболее уязвимы к пагубным последствиям изменения климата и деградации окружающей среды, особенно в развивающихся странах. Она признает, что экологические проблемы не отделены от социокультурных проблем и что они также являются культурными, социальными и политическими проблемами.
Академик Мэри Меллор в своей книге «Феминизм и экология» описывает экофеминизм как «движение, которое видит связь между эксплуатацией и деградацией природного мира и подчинением и угнетением женщин». Он утверждает, что равенство и устойчивость являются взаимосвязанными целями, так как мир человека и мир природы взаимосвязаны, но часто не воспринимаются как таковые. Однако единого определения экофеминизма не существует, так как в рамках экофеминизма существует множество точек зрения и различных направлений мысли, которые по-разному подходят к этой теме.
Читать: Гендеризация изменения климата
Философия экофеминизма:
Хотя экофеминизм в целом опирается на широкий спектр теорий и концепций, ученый-экофеминист Каррен Уоррен пишет, что именно в конце 1980-х и 1990-х годов экофеминизм стал «отчетливо философской позицией». Она характеризует экофеминистскую философию как содержащую следующее:
«1) исследует природу связей между неоправданным доминированием женщин и природы; 2) критикует предвзятые к мужчинам западные канонические философские взгляды (предположения, концепции, утверждения, различия, позиции, теории) о женщинах и природе; 3) создает альтернативы и решения таким предвзятым к мужчинам взглядам.» (Уоррен, 2015)
Однако важно отметить, что философы-экофеминисты называют угнетение, когда речь идет о женщинах, и господство, когда речь идет о природе. Такое разделение проводится потому, что, по их мнению, угнетать можно только тех, кто имеет разум и обладает такими ключевыми характеристиками, как когнитивные способности и рациональность, а в западных рамках такие элементы природы, как растения, реки и т.д., не воспринимаются как таковые. Таким образом, в отличие от животных и женщин, над природой можно господствовать, но не угнетать ее. (Уоррен, 2015)
Однако в этой статье мы углубимся в экофеминистское движение (движения), его происхождение, ответвления и полученную критику.
Истоки:
Экофеминисты отмечают, что исторически женщины были более вовлечены в протесты против экологических проблем и находились в авангарде таких движений. Экофеминизм возник как движение в конце 1970-х — начале 1980-х годов, подстегнутый различными общественными движениями и протестами, происходившими в тот период, такими как феминизм второй волны, антивоенная и антиядерная позиции, а также движение зеленых. Книга морского биолога и писательницы Рейчел Карсон «Безмолвная весна», хотя к тому времени она уже скончалась, стала одним из основополагающих текстов, повлиявших на зарождение не только экофеминизма, но и экологического движения в целом, поскольку в ней подчеркивалось вредное воздействие широкого использования пестицидов на окружающую среду.
Французская феминистка Франсуаза д’Эбонн считается автором термина «экофеминизм» в своей книге Le Feminisme ou la Mort (Феминизм или смерть) в 1974 году, где она «обвиняет маскулинную культуру в чрезмерном росте населения, загрязнении и других источниках деградации окружающей среды» (Allison, 2017). Ранние экофеминистские работы 1970-х годов рассматривали, как «механистическое мировоззрение», распространяемое современной наукой, которое разделяло культуру и природу, квалифицировало господство над природой и угнетение женщин (Кэролин Мерчант) и как различные формы угнетения и эксплуатации связаны между собой (Розмари Рэдфорд Рутер) (Allison, 2017). Рутер призвала экологов и женщин объединиться и работать над тем, чтобы покончить с патриархальными системами.
В этот период по всему миру возникли экологические движения, возглавляемые женщинами. В Индии в 1973 году группа женщин из числа коренного населения начала движение «Чипко», чтобы защитить гималайские леса и свои средства к существованию, которые зависели от них. Движение «Зеленый пояс» было начато Вангари Матхаи в 1977 году, это был проект по восстановлению лесов и НПО, которая работала как в направлении сохранения окружающей среды, так и в направлении женской независимости (Gianchi, 2012).
В это же время были созданы первые курсы экофеминизма, а в 1980 году, после многочисленных протестов и маршей женщин, выступавших против таких инцидентов, как авария на острове Три Майл, была проведена первая конференция экофеминистов. Под названием «Женщины и жизнь на Земле: Конференция по экофеминизму восьмидесятых», на ней было представлено более 80 панелей по таким темам, как милитаризация, расизм, городская экология и т.д.; конференция проходила в Амхерсте, в ней приняли участие более 650 женщин.
Школы мысли:
Существуют различные направления экофеминизма, такие как либеральный феминизм, культурный феминизм, социалистический феминизм и др. Здесь мы рассматриваем три школы мысли — культурный экофеминизм, социальный экофеминизм и социалистический экофеминизм.
- Культурный экофеминизм:
Культурные экофеминистки поощряют связь между женщинами и природой как дающую силы и освобождение и считают, что женщины ближе к природе в силу естественных процессов, происходящих в наших телах, и нашей роли воспитательниц. Они считают, что благодаря этой связи женщины более чувствительны к экологическим проблемам и больше подходят для работы над экологической политикой, и что именно маскулинно-патриархальная капиталистическая модель привела ко всем этим экологическим разрушениям. Некоторые культурные экофеминистки также выступают за возрождение допатриархальных религий, основанных на природе, и духовных практик, таких как поклонение богиням.
- Социальный экофеминизм:
Напротив, социальный экофеминизм утверждает, что не существует универсального женского опыта или врожденных качеств, которые сближают нас с природой, поскольку «женская идентичность социально конструируется, исторически формируется и материально укрепляется благодаря взаимодействию разнообразных расовых/этнических, классовых, сексуальных ориентаций, возраста, способностей, семейного положения и географических факторов». (Уоррен, 2001)
- Социалистический или материалистический экофеминизм:
Материалистический экофеминизм считает, что связь между женщинами и природой зависит как от нашей биологии, так и от нашей социально обусловленной идентичности, и что все системы угнетения и доминирования должны быть разрушены.
Критика:
Экофеминизм, особенно культурный экофеминизм, подвергся серьезной критике со стороны многих феминисток за эссенциализм, так как в нем слишком много внимания уделяется биологии женщин и отдается предпочтение женским телесным процессам. Энн Арчамбо излагает критические замечания в адрес экофеминизма следующим образом: он опирается на женские биологические функции, чтобы создать связь между женщинами и природой, он отдает предпочтение женскому опыту, рассматривает традиционно женские черты как идеалы характера и выступает за «этику заботы», Однако, как уже было сказано выше, экофеминизм — это обширное и многогранное явление, функционирующее и как философия, и как движение, и поэтому в последнее время была проделана работа, направленная на устранение этих критических замечаний и поиск лучших путей теории и практики.
Если вы хотите узнать больше об экофеминизме, вам могут быть полезны следующие книги:
Экофеминизм Марии Мис и Ванданы Шивы (1993)
Экофеминистская философия Карен Дж. Уоррен (2000)
Безмолвная весна» Рейчел Карсон (1962)
Экофеминизм как политика: Природа, Маркс и постсовременность» Ариэль Саллех (1997)
Ссылки
Эллисон, Дж. Э. (2017). Экофеминизм и глобальная экологическая политика. Оксфордская исследовательская энциклопедия международных исследований. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190846626.013.158.
Archambault, A. (1993). A Critique of ecofeminism. Canadian Woman Studies, 13(3). https://cws.journals.yorku.ca/index.php/cws/article/viewFile/10403/9492
Бьянки, Б. (2012). Экофеминистская мысль и практика. 3-я Международная конференция по дегроуту для экологической и устойчивости и социального равенства. https://www.degrowth.info/wp-content/uploads/2016/02/WS_19_FP_BIANCHI.pdf
Майлз, К. (2018). Ecofeminism. In Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica, inc. https://www.britannica.com
Уоррен, К. Дж. (2001). Феминистская теория: Экофеминизм и культурный феминизм. В P. B. Baltes & N. J. Smelser (Eds.), International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Elsevier.
Уоррен, К. Дж. (2015). Feminist environmental philosophy (Stanford encyclopedia of philosophy/Summer 2015 edition). In E. D. Zalta (Ed.), Stanford encyclopedia of philosophy. https://plato.stanford.edu/archives/sum2015/entries/feminism-environmental/.
Женщины и жизнь на Земле: Что такое экофеминизм? (2018, январь). Женщины и жизнь на Земле: Английский. https://www.wloe.org/