Что Ритцер подразумевает под термином «Макдональдизация общества»?

Джордж Ритцер ввел слово «макдональдизация» в своей книге «Макдональдизация общества», опубликованной в 1993 году. Макдональдизация — это модель, которая была принята компанией Mc Donald’s в индустрии быстрого питания. Эта модель рассматривается как наиболее рациональная форма ведения любого бизнеса в капиталистической системе. Ее рациональность можно понять на основе четырех основных компонентов. Это эффективность, расчетливость, предсказуемость и контроль. Когда любое общество перенимает эти черты индустрии быстрого питания, говорят, что оно подверглось макдональдизации.

Каковы 4 элемента Макдональдизации?

Эффективность поддерживается за счет использования методов, которые требуют минимального количества времени для выполнения любой задачи. Например, в любом ресторане быстрого питания основным мотивом является обслуживание клиентов в течение короткого промежутка времени. Эта особенность заставляет клиентов, которые опаздывают, прибегать к услугам этих сетей питания. Примерами могут служить банкоматы, системы самоконтроля в различных продуктовых магазинах, аэропортах, аптеках и т.д.

Под вычисляемостью можно понимать, что акцент делается на тех вещах, которые можно вычислить или выразить количественно. Таким образом, объективность, например, продажи, которые можно подсчитать или измерить, ставятся выше субъективности, например, вкуса, который невозможно оценить. Это приводит к уравнению, что большое количество равно лучшему качеству. Клиентов заставляют поверить, что они обычно получают больше за меньшие деньги. Для этого работники работают быстрее, чем производят лучше.

Далее — предсказуемость, которая означает, что где бы ни находился человек, если он что-то заказывает, то везде, во всех ресторанах пищевой сети, он получит один и тот же вкус. Никаких вариаций в процедуре приготовления, рецептах или ингредиентах. Это относится и к рабочим, потому что их работа фиксирована. Они выполняют одну и ту же работу многократно, каждый день, следуя одной и той же технике и распорядку. Следовательно, их работа также предсказуема.

Последняя особенность — это контроль. Макдональдизация контролирует как работников, так и клиентов за счет повышения уровня механизации. Работодатели контролируют весь процесс, заменяя человеческий труд нечеловеческими технологиями. Эта тенденция очень быстро распространяется не только в Америке, но и во всем мире. Теперь почти все типы ресторанов используют эту модель не только в центрах городов, но и в торговых центрах, больницах, школах, университетах, пригородах и т.д.

Последствия макдональдизации можно наблюдать практически по всему миру. Однако вопрос о том, является ли он положительным или отрицательным, все еще остается предметом дискуссий. Хотя четыре аспекта эффективности, предсказуемости, калькулируемости и контроля показывают, как она принесла различные прогрессивные изменения в этот быстро меняющийся мир, недостатков не меньше. Установка машин вместо человека для обеспечения более быстрого обслуживания может привести к безработице. Расчетливость означает, что количество будет больше, но при этом всегда существует риск ухудшения качества. Опять же, благодаря предсказуемости, вариации в услуги вносятся редко. Наконец, аспект контроля, который объясняет, как нечеловеческие технологии контролируют человеческие, также означает, что люди могут быть легко заменены машинами.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий