Дипломатия и все связанные с ней процедуры часто изображаются в фильмах о международной политике. Поэтому в следующем списке мы постарались собрать 10 наиболее интригующих, вдохновляющих, но и критических фильмов о дипломатах, дипломатических операциях, открытых и скрытых дискуссиях. Список не предназначен для представления какой-либо политической точки зрения. Напротив, его цель — просветить, вдохновить, обсудить преимущества и недостатки дипломатии, а также познакомить с различными методами дипломатии.
- 13 дней
Фильм «Тринадцать дней» рассказывает о самом опасном эпизоде современности — Кубинском ракетном кризисе и связанной с ним ядерной дипломатии. В 1962 году президент Джон Ф. Кеннеди и советский лидер Никита Хрущев оказались лицом к лицу, обдумывая решения, которые могли закончиться гибелью 100 миллионов человек. Президент Кеннеди разработал предложение, которое включало в себя публичную сделку (предложение США не нападать на Кубу в обмен на вывод Россией своих ракет), скрытый ультиматум (угроза нанести удар по Кубе, если Хрущев откажется принять предложение в течение 24 часов) и скрытый стимул (вывод американских ракет в Турции после разрешения кризиса).
Фильм оживляет реальность того, что, как бы невероятно это ни казалось, встреча могла привести к ядерной войне. Но идея взаимного гарантированного уничтожения (MAD) для обеих стран сделала дипломатический подход более предпочтительным. В фильме отражены различные виды дипломатии, такие как дипломатия лавочника, когда идет торг, превентивная дипломатия и дипломатия канонерской лодки со сдерживанием, тайная дипломатия со скрытыми оговорками и открытая дипломатия через публичные сделки.
2. Железная леди
Фильм «Железная леди» — это биографическое изображение жизни бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Хотя большая часть фильма посвящена визуализации личной и профессиональной жизни со всеми ее социальными и феминистскими идеями, касающимися внутренних дел Великобритании, есть часть, посвященная событиям Фолклендской войны и холодной войны.
Премьер-министр Великобритании, оказавшись перед необходимостью защищать Фолклендские острова, обдумывает различные пути удержания островов. В фильме показано взаимодействие между премьер-министром и ее советниками, которые просчитывают военный подход, но не раньше, чем пытаются применить дипломатический подход. Госсекретарь США предлагает премьер-министру принять политику умиротворения, но премьер Тэтчер отвергает это предложение. Модель баланса сил проявляется, когда правительства США и Перу предлагают посредничество и разрешение конфликта между Великобританией и Аргентиной. Таким образом, в этом фильме зрители могут увидеть, как происходит переход от дипломатии к агрессии в разрешении конфликта. В фильме также показаны дипломатические события между лидерами стран, которые необходимы для успеха дипломатических отношений посредством соглашений, договоров и т.д.
3. Прибытие
В этом вымышленном произведении американские военные нанимают Луизу Бэнкс для общения с внеземными гостями, когда инопланетные корабли причаливают в Китае, России, США и еще девяти местах по всей планете. Первоначально мировые правительства работали вместе, чтобы выяснить причину визита инопланетян. Однако по мере роста недовольства и неуверенности хрупкое международное сотрудничество грозит перерасти в полномасштабную конфронтацию. В фильме рассматриваются сложности языка и теории игр в международном сотрудничестве, когда обмен информацией непрозрачен, а связь между странами к концу становится напряженной.
В фильме есть международные теории, встроенные не только во взаимодействие между странами, но и в точку зрения инопланетян. Главный герой в конце концов обнаруживает, что даже инопланетяне рассматривают дипломатию как «игру без нулевой суммы», подобно либерализму, который утверждает, что международное сотрудничество ведет к взаимным выгодам. Конструктивизм — убеждение, что различия возникают на основе социально созданных стандартов, таких как язык, — также показан в фильме. В фильме показана дипломатия «мягкой силы», которую можно наблюдать, когда есть понимание того, что Китай влияет на четыре другие страны через свои отношения.
Читайте также: Основные теории международных отношений
4. Дипломатия
Фильм «Дипломатия» сумел завладеть вниманием зрителей. В фильме показано взаимодействие между командующим вермахта в Париже генералом Дитрихом фон Чольтицем и нейтральным шведским дипломатом Раулем Нордлингом ранним утром 25 августа 1944 года, незадолго до и после восхода солнца. Шведу удалось пробраться в кабинет немца с целью убедить его не взрывать Париж, город, который они оба любят. С рациональной, художественной, исторической и личной точек зрения идеи Нордлинга привлекательны для широкой публики. Дипломат также ссылается на правила ведения боевых действий, которые обычно запрещают такой морально предосудительный поступок. Большая часть фильма вращается вокруг дебатов двух мужчин в одной комнате. Хотя между их взглядами нет особой разницы. Чольтиц и Нордлинг прекрасно ладят друг с другом. И, хотя он считает логику Чольтица отталкивающей, Нордлинг вежлив, то есть дипломатичен, со своей оппозицией, к которой он обращается с уважением.
Фильм представляет собой попытку показать влияние дипломатии и мирных методов разрешения конфликтов на соперников и ту выгоду, которую она дает обеим сторонам, избегая активных боевых действий или разрушений. Взаимодействие между персонажами дает представление о сфере дипломатии, в которой много переговоров, компромиссов, неопределенности и последствий. Конечной целью дипломатических усилий является мирное сосуществование, а не конфликт в надежде на мир.
5. Дипломат
Фильм «Дипломат» рассказывает об удивительной биографии жизни и достижениях американского посла Ричарда Холбрука, охватывающих пятьдесят лет американской внешней политики — начиная с Вьетнама и заканчивая Афганистаном. Документальный фильм, представленный с точки зрения его сына Дэвида, покажет вам за кулисами дипломатии высоких ставок, где добиваются мира и завершают конфликты. Холбрук был впервые направлен во Вьетнам в качестве младшего офицера дипломатической службы и близко видел, что пошло не так. Спустя тридцать лет президент Клинтон назначает его для того, чтобы положить конец еще одному кризису — бушующей боснийской войне в Европе. Это достижение, хотя и приносит ему известность, но не позволяет получить должность государственного секретаря, на которую он рассчитывал. После этого ему поручают урегулировать конфликт в Афганистане, но он сталкивается с рядом препятствий и в конце концов погибает.
Документальный фильм дает представление об усилиях дипломатов и их взаимодействии с правительствами и лидерами стран. Дипломатия предстает в своем ярком свете, когда мы видим разрешение конфликтов в направлении мира и сотрудничества. В фильме показаны бюрократические процессы и трудности, связанные с дипломатией.
6. Мост шпионов
Исторический драматический фильм, действие которого происходит во время холодной войны, рассказывает об адвокате Джеймсе Б. Доноване, которому поручено договориться об освобождении американского летчика Фрэнсиса Гэри Пауэрса в обмен на Рудольфа Абеля, агента советского КГБ. Хотя «Мост шпионов» основан на реальных событиях, в некоторых аспектах он отклоняется от исторического повествования. Несмотря на то, что центральной темой сюжета является шпионаж и эксфильтрация, второстепенным сюжетом фильма является дипломатический и культурный конфликт. Ядром дипломатии холодной войны был конфликт между Соединенными Штатами и Советским Союзом, но разнообразная дипломатическая деятельность, особенно тайные и несанкционированные инициативы, продолжалась. В фильме тот факт, что переговоры на высоком уровне между Советским Союзом и Соединенными Штатами запутали бы отношения двух стран времен холодной войны, решается путем неофициальных переговоров. Дипломатические элементы в этом событии — это стиль лавочника и гибрид правительственной и гражданской дипломатии.
7. Самый темный час
Фильм исследует события мая 1940 года, когда премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен подал в отставку и его сменил Уинстон Черчилль. Он отражает путь Черчилля, который должен решить, следует ли государству заключить мир с Адольфом Гитлером и стремиться к суверенитету или бросить вызов тираническому правлению нацистской Германии, даже если при этом может погибнуть весь остров.
Дилемма дипломатии и обороны рассматривается в фильме, поскольку мы видим, что правительство разделилось на сторонников дипломатии для заключения мирного договора и тех, кто надеется вступить в войну против Германии в качестве метода разрешения конфликта. Если применить рациональный подход к конфликту, то вполне разумно, что руководство предпочтет использовать все дипломатические возможности, прежде чем вступать в войну. Однако, оглядываясь назад, можно применить теорию справедливой войны к данной ситуации и утверждать, что существует благо, которое может быть достигнуто путем вступления в войну, благо, которое выходит за рамки национальных интересов. Независимо от того, насколько «справедливым» может быть конфликт, нашим лидерам следовало бы задуматься о серьезности своих действий и о том, какой ценой они обойдутся населению.
8. Рукопожатие с дьяволом
Фильм Роджера Споттисвуда «Пожми руку дьяволу» — канадская военная драма. Фильм основан на книге канадского генерал-лейтенанта Ромео Даллера о геноциде 1994 года в Руанде. Организация Объединенных Наций назначила Даллера следить за тем, как Руанда идет к миру. В фильме исследуются факторы, которые способствовали краху миротворческой операции Даллера, Миссии ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР). МООНПР получила широкое освещение в СМИ в связи с тем, что из-за ограничений правил применения оружия ей не удалось остановить геноцид в Руанде и разгоревшийся конфликт. В результате операция считается огромным поражением Организации Объединенных Наций, что сказалось на миротворческом статусе ООН. Стороны в Руанде не согласились участвовать в миротворческом процессе. Кроме того, бюрократический характер ООН и международной системы, а также промедление и отсутствие обязательств со стороны важных стран усугубили проблему.
В фильме показана дипломатия, которой занимаются международные организации, в отличие от дипломатии между странами. В фильме показан провал совместных усилий в дипломатии, который привел к ней, и, следовательно, подчеркивается основа дипломатии как сотрудничества.
9. В петле
Фильм «В петле» Армандо Ианнуччи — это политическая сатира о дебатах, связанных с совместным объявлением войны на Ближнем Востоке США и Великобританией. Заявление британского министра приводит к вопросам и дебатам о войне или дипломатии для достижения мира. Двусмысленность его заявлений делает его инструментом как для «ястребов», так и для «голубей» в Госдепартаменте США, где растет поддержка конфликта на «Ближнем Востоке». Британские и американские чиновники ведут ряд дебатов и дискуссий с участием министра. Фильм сатирически изображает политические диалоги, стоящие за планированием войны или военных действий.
Фильм подчеркивает двусторонние отношения между США и Британией, одновременно изображая многогосударственные операции, происходящие по всему миру. Дипломатические элементы — это сотрудничество между странами при участии третьей стороны, а также постоянные дебаты о дипломатии и нападении для разрешения конфликтов.
10. Французский министр
Французский министр» — это стремительная сатирическая комедия о дипломатии и международных делах. В основе драмы лежит отмеченный наградами роман Абеля Ланзака, основанный на его работе спичрайтером у Доминика де Вильпена, профессионального дипломата, который впоследствии стал министром иностранных дел, а затем премьер-министром Франции. Это частично вымышленная комедия о министерстве иностранных дел Франции в преддверии вторжения Америки в Ирак, где Ирак заменен вымышленной страной Лусдемистан. В центре фильма — спичрайтер, который лишен традиционной сюжетной основы, вместо этого он приглашает зрителя в царство дипломатии и бюрократии в круговой, а не последовательной манере.
Читайте также: Политика в отношении изменения климата
Фильм, хотя и сатирический, помогает понять дипломатию европейских держав и связанную с ней ответственность. Поскольку дипломатическое взаимодействие имеет высокую степень важности, слова чиновников имеют большую ценность, и это комично показано в фильме. Показ сцен, стоящих за важными политическими событиями, помогает лучше понять мир международных отношений, а добавленные комедийные элементы не дают фильму стать серьезным.