Болезнь касты мучила индийское общество с ведических времен и продолжает оставаться источником беспрецедентного бесчеловечного обращения с людьми на основании их невольной принадлежности к определенной социальной группе. В индийском контексте каста часто понимается как проблема далитов, которая не включает в себя разговоры о других угнетенных меньшинствах. Движение бахуджан пытается изменить это представление и бороться за равенство и справедливость для уязвимых групп в кастовом обществе. Движение, возглавляемое сильным политическим фронтом (Бахуджан Самадж Парти), также оказало значительное влияние на культуру, которая продолжает воспевать идентичность бахуджан и их сопротивление и по сей день.
Читайте: История кастовой системы
История свидетельствует о социальной и институциональной дискриминации, которой подвергались меньшинства в Индии, в частности, община далитов, которая рассматривалась как низшая, нечистая и неприкасаемая еще в индуистских религиозных писаниях. На протяжении веков этой общине постоянно отказывали в равных возможностях и обращении, создавая пропасть в социальной инклюзивности и представленности. Тяжелое положение далитов в Индии имеет тройной характер — экономический, социальный и политический, что делает их уязвимыми к бедности, нездоровью и унижениям, а также ограничивает их социальную мобильность. После обретения независимости среди далитов распространилось мнение о том, что им отказывают в равной и достойной жизни. Эти настроения заложили основу движения далитов, которое стремилось противостоять гегемонии высшей касты в Индии и требовало существования достоинства и равных возможностей.
Движение далитов
Движение далитов в Индии является результатом многовековых волнений среди крупнейшего меньшинства Индии, которое было лишено гражданских прав и подвергалось остракизму на каждом этапе своей борьбы за достойную жизнь. Священные индуистские писания обрекли общину далитов на существование в качестве слуг высших каст. Традиционно далиты заняты на очистке сточных вод, ручной уборке мусора, сборе мусора и других подобных санитарных работах, тем самым получая звание неприкасаемых. Далитам также отказано в равном доступе к ресурсам, как материальным, так и интеллектуальным, которые в Индии монополизированы высшими кастами. Таким образом, началось движение далитов как форма протеста против кастовой иерархии, преобладающей в индийском обществе. Хотя борьба общины с угнетением и эксплуатацией началась много веков назад, агитация приобрела значительный импульс после обретения независимости. Движению далитов в независимой Индии способствовало введение английского языка, который познакомил далитов с новыми идеями о справедливости и равенстве. Образованные далиты взяли на себя смелость обучать неграмотных членов своей общины таким идеям, а также активно включились в дискурс о касте в качестве журналистов и писателей. Литературное движение далитов, которое также процветало одновременно, привело к публикации литературы, поэзии, музыки и т.д., в основе которых лежало сознание далитов и распространялись знания о социальных преследованиях.
Читать далее: Движение далитов и отсталых классов
Значение слова «бахуджан»
Хотя община далитов в Индии, возможно, является одной из самых маргинализированных, несколько общин на субконтиненте живут под страхом угнетения и подвергаются эксплуатации со стороны высших каст, к которым относятся племена, внесенные в списки (адиваси), касты, внесенные в списки, а также другие низшие касты (шудхра), независимо от их религии, этнической принадлежности или географии. Члены всех этих порабощенных общин вместе называются бахуджан (большинство). Такая терминология подтверждает, что проблема каст в Индии — это не только проблема далитов.
Канши Рам и история партии Бахуджан Самадж
Канши Рам Джи, которого в народе называли Бахуджан Наяк, был, пожалуй, самым выдающимся лидером движения далитов в Индии после доктора Бабасахеба Амбедкара. Именно он использовал палийское слово Bahujan, означающее «большинство», для объединения и мобилизации индийских меньшинств под единым знаменем. Говорят, что на него оказал большое влияние Амбедкар и его труды, которые вдохновили его на работу по мобилизации далитов. Будучи членом общины далитов из деревни в Пенджабе, Рам тоже стал жертвой кастовой дискриминации во время учебы в колледже в Махараштре. Впоследствии он начал активно читать труды д-ра Баласахеба Амбедкара, который, как считается, стал движущей силой движения бахуджан. Этот социальный и политический реформатор вдохновил Буддийское движение далитов в 1956 году. Около полумиллиона далитов обратились в буддизм в знак протеста против индуизма и пропагандируемой им дискриминационной социальной сегрегации.
Канши Рам, которого ласково называли Сахеб, основал партию Бахуджан Самадж (БСП) в 1984 году и занялся политикой, чтобы мобилизовать и бороться за равное обращение с далитами и другими меньшинствами. Рам утверждает, что усилия партии будут направлены не только на борьбу с далитами, но также будут охватывать зарегистрированные касты, зарегистрированные племена и другие религиозные и социальные меньшинства. До создания БСП Каши Рам работал в Республиканской партии Индии (РПИ), которую основал д-р Амбедкар. Однако он расстался с партией из-за идеологических разногласий и вместо этого отправился в путешествие по Индии, чтобы по-настоящему понять бедственное положение далитов. Он также весьма критически относился к лидерам далитов, работавшим на Конгресс, и называл их «чамчами» или «истуканами». В это время он понял, что реформы невозможны без политической опоры, и поэтому решил основать партию Бахуджан Самадж.
Движение бахуджан 1980-х годов было направлено на повышение сознательности бахуджанцев, а также на развенчание брахманизма и отвержение кастовости. В то время как БСП работала на политическое удовлетворение, Канши Рам также подчеркнул роль BAMCEF (Всеиндийской федерации работников отсталых и меньшинственных общин), DS4 (Dalit Shoshit Samaj Sangharsh Samiti) и BRC (Буддийского исследовательского центра) как культурных организаций, которые поддерживали и подпитывали движение бахуджан. BAMCEF организовывал культурные встречи, на которых читались декламации и ставились спектакли, рассказывающие о социальной истории бахуджан. Он также призвал к созданию литературного крыла, которое бы обсуждало жизненные реалии общины. ДС4 предоставил женщинам, молодежи и студентам платформу для выражения своих антикастовых настроений и отвечал за повышение их политического сознания, готовя их к роли лидеров и организуя банк голосов. BRC выступал за религиозное обращение в буддизм как способ протеста против индуистской кастовой иерархии.
Через эти организации Канши Рам успешно ассимилировал несколько групп меньшинств в Индии под единым знаменем во имя конкретной цели. Более того, его усилия повысили осведомленность бахуджанцев и небахуджанцев о перспективах подчиненного положения и иконах бахуджанцев, таких как доктор Амбедкар, Джьотиба Фуле, Савитри Бай Фуле, Фатима Шейх, Перияр Э. В. Рамасами и др. Празднование таких героев также выдвигает на передний план разговоры об их борьбе и вкладе, общую коллективную историю и культурное переосмысление музыки и письма. Благодаря этому труду движение бахуджан сумело оставить свой след в социальной, культурной и политической сферах.
Канши Рам занимает особое место в сердцах бахуджан благодаря своей удивительной способности вдохновлять людей на эмоциональное участие в том, что начиналось как политическое движение. Культурные аспекты, определяющие движение, играют важную роль в том, как бахуджан функционирует сегодня. Несмотря на политические неудачи и времена нестабильности, настроения продолжают гореть благодаря устойчивому социокультурному сознанию, которое зародилось благодаря движению бахуджан. Продолжающееся рвение, проистекающее из сильного чувства коллективной памяти об угнетении, потенциально может вновь разжечь слабеющий огонь политического представительства и участия.
Ссылки
Наир, Р. (2021, 15 марта). Канши Рам: The Bahujan Nayak of India’s Dalit Movement. TheQuint. https://www.thequint.com/news/politics/kanshi-ram-india-dalit-movement-mayawati-bsp#read-more.
Нараян, Б. (2019, 14 мая). Движению бахуджан нужно заново изобрести себя. The Hindu. https://www.thehindu.com/opinion/op-ed/t.
Kalyani, Singh, D. K., Siddiqa, A., & Chandna, H. (2021, March 14). Движение бахуджан Канши Рама было культурным, а не только политическим. ThePrint. https://theprint.in/opinion/kanshi-ram-jayanti-bahujan-movement-cultural-political/621192/.
Д’Суза, С. М. (n.d.). Bahujan Samaj Party. Encyclopædia Britannica. https://www.britannica.com/topic/Bahujan-Samaj-Party.
Barman, P. (n.d.). Dalit Movement in India. https://cbpbu.ac.in/userfiles/file/2020/STUDY_MAT/POL_SC/DALIT%20MOVEMENT-%204th%20semester%20(423),%20Paritosh%20Barman.pdf.