АРТ-ТЕРАПИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ТЕХНИКИ, ПОДХОДЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА

Синопсис: Искусством, в каких бы формах оно ни проявлялось, занимается множество людей по всему миру, либо профессионально, либо как форма отдыха. Хотя искусство иногда может казаться бездумным занятием, оно имеет более глубокое значение для человеческого разума. Благодаря своим многочисленным преимуществам, искусство также используется в качестве одной из форм терапии. В этой статье рассматривается концепция и дисциплина арт-терапии. Понимание того, что такое арт-терапия, как искусство является катарсическим средством, а также различных видов искусства, используемых в этой терапии, поможет объяснить развивающуюся научную область. В ней приводятся определения, история, подходы, преимущества и мифы, связанные с ней.

Введение в арт-терапию:

Арт-терапия является подразделом в более широкой области психотерапии. Это форма вмешательства, используемая в случаях психических заболеваний, проблем или расстройств, или любых проблем, связанных с физическим и психическим развитием. В других случаях арт-терапия используется для понимания самого себя. Терапия проводится с использованием творческих приемов художественных средств, как визуальных, так и иных, чтобы помочь людям лучше выразить себя. С помощью методов арт-терапии можно устранить и даже вылечить психологические или психические расстройства. Это также помогает в улучшении и поддержании повышенного уровня психического здоровья. Это дисциплина и терапевтическая практика, которая обеспечивает пересечение двух различных областей — искусства и психологии.

Арт-терапия — это практика, ориентированная на процесс, т.е. она сосредоточена на воздействии искусства во время терапии и не дает оценочных суждений о продукте, который получается в процессе создания или принятия искусства. Она помогает понять себя — развитие самосознания и самооценки очень важно в арт-терапии. В некотором смысле, это помогает людям установить связь с собой и своим опытом, а также позволяет разрешить конфликт.

Терапевтические эффекты искусства:

Искусство, любая его форма, неоднократно оказывала благотворное влияние на психические заболевания людей (Malchiodi, 2012, pp. 40-51). Безусловно, искусство оказывает катарсическое воздействие на людей, независимо от того, страдают ли они от каких-либо проблем с психическим здоровьем или нет.

Независимо от того, создает ли человек искусство активно, или смотрит и потребляет чужие творения (пассивно), искусство позволяет получить опыт. Когда люди участвуют в процессе создания произведений искусства, это позволяет им создать собственную перспективу. С другой стороны, когда люди смотрят на уже созданное кем-то искусство, это позволяет им воспринять точку зрения другого человека и даже сравнить ее со своей собственной.

Искусство дает людям возможность самовыражения (Cherry, 2021). Через искусство люди могут показать свои внутренние чувства, эмоции и мысли без необходимости их вербализации. В этом контексте искусство также является эффективной формой коммуникации в ситуациях, когда вербальный обмен и диалог невозможны или нежелательны.

Вовлекаясь в деятельность по созданию произведения искусства, можно стимулировать и развивать творческие способности человека. Также было замечено, что это занятие является формой высвобождения и снижения стрессовых эмоций, а также способствует улучшению настроения (Gharib, 2020). Занятия искусством могут также улучшить когнитивные способности, развить мелкую моторику и способствовать общему позитивному состоянию души и тела (Phillips, 2021). Искусство также может помочь человеку узнать, кто он такой, и лучше понять свое поведение, реакцию, действия и эмоции.

Благодаря этим многочисленным преимуществам искусства, большинство из которых было доказано результатами исследований, оно используется как метод вмешательства в случаях определенных психологических расстройств или для поддержания хорошего состояния психического здоровья в целом.

Творческие техники, используемые в терапии, основанной на искусстве:

В рамках арт-терапии используются пять основных методов:

  • Визуальные искусства: это рисование, наброски, раскрашивание и все, что связано с созданием или наблюдением за произведением искусства, в котором используются определенные средства (Cherry, 2021). Визуальные искусства включают изобразительное искусство (живопись, рисунок), фотографию и видео (включая фильмы), ремесла, скульптуры и архитектуру. Эти средства можно разделить на текучие, твердые и полутвердые, а также трехмерные.

Некоторые из средств, используемых в изобразительном искусстве, следующие:

  • Изобразительное искусство: Акварель, акриловые краски, масляная пастель, древесный уголь, карандаш, цветные карандаши, ручки для эскизов, масляные краски, гуашевые краски, кисти, руки (рисование пальцами), бумага, краски для стекла и т.д.
  • Ремесла (включая скульптуры): газета, воздушные шары, клей, ножницы, маркеры, бумага для оригами, глина, инструменты для лепки, инструменты для геометрии и т.д.
  • Фотография и кино: Фотоаппарат (различных типов, например, Polaroid, DSLR, пленочная камера, старинная камера), штативы, объективы и т.д.
  • Движение: Эта модальность использует человеческое тело, т.е. средством здесь является тело человека (ADTA, 2020). Тело используется как инструмент для того, чтобы вызвать движение любой формы. Оно может быть использовано в виде перкуссии (использование тела для движения под определенные ритмы) и метафоры (колыхание как ветер, движение как бабочка и т.д.). Реквизит или внешние объекты также могут быть использованы для помощи движению тела. Любой профессиональный вид танца, такой как хип-хоп, индийский классический, современный и т.д., а также простые физические движения, не соответствующие какому-либо жанру, попадают под категорию модальности движения.

Цель этой методики — использовать связь, которая уже существует между телом и разумом, для развития самосознания (разные темпы движения создают разное чувство осознанности), релаксации и даже помощи в межличностных отношениях. 

  • Истории: Работа с историями, как путем чтения и понимания чужих историй, так и путем написания собственных, может оказать на человека несколько терапевтических эффектов (Malchiodi, 2012, p. 156). Это также называется «нарративной терапией». Истории могут быть разных жанров, относящихся к различным возрастным группам, культурам, регионам и периодам времени. К жанрам историй относятся тайна, научная фантастика, фэнтези, романтика, триллер, основанные на морали, ужасы, мифология и т.д. Истории могут быть предназначены для детей, молодых взрослых или взрослых. Они могут быть как вымышленными, так и не вымышленными и биографическими. Истории могут приходить со всего мира, как в форме народных сказок, так и от авторов, принадлежащих к определенным местам. 

Терапевтический эффект историй обусловлен их сюжетами, персонажами и предысторией, с которыми читатели могут перекликаться. Это может помочь в самоидентификации и самореализации через символизм и анализ метафор, используемых в историях. Люди также могут найти себя в персонажах или узнать, есть ли персонажи, на которых они хотели бы стать похожими.

  • Писательство: Писательство, также известное как библиотерапия, является еще одной техникой, используемой в рамках арт-терапии (Lindberg, 2021). Этот метод включает в себя экспрессивное письмо, как основанное на подсказках, так и свободное. Ведение дневника, написание стихов, рассказов, а также сочетание письма с другими формами (например, изобразительным искусством или музыкой) — все это помогает в терапии.

Письмо также улучшает мелкую моторику, позволяет организованно записывать мысли и идеи на чем-то физическом (например, на бумаге или на экране, если для письма используется цифровой носитель) и помогает улучшить общее самочувствие людей.

  • Музыка: Терапия с использованием музыки предполагает пассивное участие (через прослушивание музыки) или активное действие (через участие в процессе создания музыки) (Wong, 2021). Существует несколько жанров музыки: джаз, поп, R&B, кантри и т.д., а также музыка, различающаяся в зависимости от региона. Музыка также зависит от исполнителей, событий, поколения и т.д. 

Музыка помогает нам обрабатывать эмоции, которые мы испытываем в данный момент, и подтверждать их, а также дает нам возможность успокоить их. Это хорошо видно по тому, как мы взаимодействуем с музыкой — когда мы испытываем определенную эмоцию, мы склонны слушать или создавать музыку, которая помогает нам подтвердить и выразить эту эмоцию и/или успокоить себя. С помощью ударов, темпа, тона и ритма музыка может помочь людям регулировать свое тело и разум. 

Определения арт-терапии:

Хотя общий смысл и значение процесса не меняются, различные ассоциации определяют арт-терапию по-разному.

Британская ассоциация арт-терапевтов (или, BAAT) определяет ее как «форму психотерапии, которая использует средства искусства в качестве основного способа выражения и коммуникации». В этом контексте искусство используется не как диагностический инструмент, а как средство для решения эмоциональных проблем, которые могут смущать и расстраивать» (BAAT, n.d.).

Совет по выдаче дипломов в области арт-терапии (или ATBC) определяет арт-терапию как процесс, который «использует средства искусства, творческий процесс и создаваемые произведения искусства в качестве терапевтического и лечебного процесса» (ATBC, n.d.).

Американская ассоциация арт-терапии (или ААТА) описывает ее как «интегративную профессию в области психического здоровья и человеческих услуг, которая обогащает жизнь отдельных людей, семей и сообществ посредством активного художественного творчества, творческого процесса, прикладной психологической теории и человеческого опыта в рамках психотерапевтических отношений» (AATA, 2017).

Краткая историческая справка:

Несмотря на то, что формально арт-терапия была учреждена как дисциплина где-то в середине 20 века, ее корни уходят далеко в историю человечества. Искусство как практика существовало на протяжении веков, прежде всего потому, что человек и искусство глубоко взаимосвязаны. Британский художник Адриан Хилл признан первым, кто использовал и ввел в обиход термин «арт-терапия» (Junge, 2015). Исцелившись от туберкулеза, Хилл использовал искусство как форму терапии для себя. Тем не менее, Зигмунд Фрейд и Карл Г. Юнг считаются авторами первых истоков арт-терапии.

После Адриана Хилла, исследования Эдварда Адамсона на психиатрических пациентах и создание дома Withymead House Гилбертом Чамперноуном и Ирен Чамперноун имели большое значение для развития арт-терапии (Junge, 2015). Маргарет Наумбург, Эдит Крамер и Элинор Ульман (США), а также Ханна Квятковская (Польша) стали важными классическими мыслителями (Vane, 2012). Создание Британской ассоциации арт-терапии и Американской ассоциации арт-терапии в 1964 и 1969 годах, соответственно, сыграло решающую роль в развитии современной арт-терапии (Junge, 2015).

Подходы:

В арт-терапии используются различные теоретические подходы психологии и консультирования (Malchiodi, 2012, pp. 87-198). Некоторые из них включают:

  • Психодинамический: Этот подход фокусируется на теории психоанализа Фрейда и теории аналитической психологии Юнга. Этот подход предполагает, что определенные аспекты человека, которые остаются неразрешенными в бессознательном, или внутренние конфликты, которые не были разрешены, могут быть рассмотрены с помощью арт-терапии. Анализ и понимание смысла картин, созданных в процессе терапии, их изменение при изменении ситуации и т.д. — все это методы психодинамического подхода, позволяющие оценить проблемы и предложить соответствующее лечение.
  • Гуманистический/личностно-центрированный: Этот подход использует более неосуждающий метод для решения проблем во время терапии. Он фокусируется на том, чтобы помочь людям выразить себя более аутентично. Считается, что человек способен делать выбор, который является позитивным и благоприятным. Автономия предпочтений, убеждений и решений предоставляется людям безоговорочно. Этот подход определяет ценность уникальности в перспективе каждого человека и работает над ее реализацией.
  • Развитие: Этот подход используется в отношении тех детей, чей рост и развитие либо ниже, либо необычно выше среднего по сравнению с другими детьми той же возрастной группы. Это включает как физический или телесный рост (например, рост, вес и т.д.), так и когнитивное развитие. Искусство используется для оценки стадии и темпов развития детей, а также для решения проблем с помощью искусства.

Другие подходы включают когнитивный, семейные системы, групповые подходы и т.д. (Malchiodi, 2012, pp. 87-198). 

Преимущества арт-терапии:

Арт-терапию можно использовать в отношении всех возрастных групп — от детей до взрослых и пожилых людей. Она также не ограничивается определенными полами, национальностями или расами. Благодаря своей универсальности, арт-терапия также находит применение в качестве формы диагностики и лечения различных психических расстройств. При таких психологических расстройствах, как тревога, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), расстройства пищевого поведения и т.д., используется арт-терапия (Cherry, 2021).

Эта терапия помогает снять стресс и обуздать связанные с ним проблемы, понять и удержать любые проблемы, которые могут возникнуть в поведении детей, а также оказывает помощь в случаях, связанных с травматическими событиями, повреждениями мозга или проблемами с обучением. Предоставляя источник, в который можно направить свои внутренние чувства, а также отвлекаясь от проблем, арт-терапия помогает людям, страдающим от физических недугов, таких как рак, во время и в процессе выздоровления, а также снижая тревожность и укрепляя стойкость, чтобы пережить боль с сопротивлением (Tiret, 2017).

Дети лучше развиваются, в соответствии с их возрастными группами, благодаря арт-терапии, как физически (через развитие мелкой и крупной моторики), так и умственно (используя искусство как способ выражения себя и своих чувств) (Brown, 2012). 

Реальность некоторых распространенных мифов, связанных с арт-терапией:

  1. Чтобы воспользоваться арт-терапией, не обязательно иметь опыт работы с выбранным видом искусства (например, изобразительное искусство, танец, музыка и т.д.) (Cherry, 2021). Арт-терапия фокусируется на процессе, а не на конечном продукте занятий искусством. В результате людям не нужно быть знакомыми с искусством или иметь склонность к нему.
  2. Она не ограничивается местом (Cherry, 2021). Среда, в которой проводится арт-терапия, может варьироваться от учебных заведений до приютских лагерей.
  3. Терапевт или другие люди, рассматривая чью-то картину или описание искусства в той или иной форме, не могут определить «кто», то есть понять человека идеально по его искусству (Weaver, 2017). В обычных случаях арт-терапия помогает людям прийти к согласию с самими собой. 
  4. Человек не может заниматься арт-терапией в одиночку. Использование искусства как терапевтического инструмента для снятия стресса или как формы отдыха не равнозначно сеансу у профессионального психотерапевта (Weaver, 2017). Одним из эффектов арт-терапии может быть расслабление и успокоение, но процесс включает в себя гораздо большее.

Как одна из наиболее быстро развивающихся и растущих областей, арт-терапия имеет большое значение. Благодаря своей легкодоступности и небольшим усилиям, требуемым для ее применения, арт-терапия быстро становится популярным выбором терапии для многих.

Ссылки

ААТА. (2017). Об арт-терапии. Американская ассоциация арт-терапии. https://arttherapy.org/about-art-therapy/

АДТА. (2020). Что такое танцевальная/двигательная терапия? Американская ассоциация танцевальной терапии (ADTA). https://adta.memberclicks.net/what-is-dancemovement-therapy.

ATBC. (n.d.). Что такое арт-терапия? Art Therapy Credentials Board, Inc. (ATBC). Получено в июне 2021 года с сайта https://www.atcb.org/what.

BAAT. (n.d.). Об арт-терапии. Baat.org. Получено в июне 2021 года с https://www.baat.org/about-art-therapy.

Браун, А. Д. (2012, 28 февраля). Психологические преимущества арт-терапии. Канадская ассоциация консультирования и психотерапии. https://www.ccpa-accp.ca/psychological-benefits-of-art-therapy/.

Черри, К. (2021). Что такое арт-терапия? Verywell Mind; https://www.verywellmind.com/what-is-art-therapy-2795755

Дрезден, Д. (2020, 29 сентября). Арт-терапия: Определение, применение и как это работает. Medical News Today. https://www.medicalnewstoday.com/articles/art

Франк, П. (2015, 26 февраля). Краткое руководство по основным принципам арт-терапии. HuffPost. https://www.huffpost.com/entry/art-therapy-guide_n_6755178

Гангули, Н. (2021, 23 июня). Как арт-терапия может помочь детям пережить травму. The Hindu. https://www.thehindu.com/sci-tech/health/how-art-therapy-can-help-kids-through-trauma/article34908003.ece

Гариб, М. (2020, 11 января). Чувствуете себя искусным? Вот как занятие искусством помогает вашему мозгу. NPR. https://www.npr.org/sections/health-shots/2020/01/11/795010044/feeling-artsy-heres-how-making-art-helps-your-brain

Юнге, М. Б. (2015). История арт-терапии. The Wiley Handbook of Art Therapy, 7-16. https://doi.org/10.1002/9781118306543.ch1

Kuppers, P. (2019). Арт-терапия. In Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/topic/art-therapy

Линдберг, С. (2021, 21 мая). Что такое библиотерапия? Verywell Mind. https://www.verywellmind.com/what-is-bibliotherapy-4687157

Malchiodi, C. A. (2012). Справочник по арт-терапии (2-е изд.). Гилфорд Пресс.

Филлипс, Р. (2021, 22 мая). Искусство улучшает работу мозга и благосостояние. The Healing Power of Art and Artists. https://www.healing-power-of-art.org/art-and-the-brain/.

Тирет, Х. (2017, 25 мая). Преимущества арт-терапии для психического и физического здоровья. MSU Extension. https://www.canr.msu.edu/news/the_benefits_art_therapy_can_have_on_mental_and_physical_health

Вейн, Р. М. (2012). Краткая история арт-терапии. В справочнике по арт-терапии (2-е изд., стр. 20-39). Guilford Press.

Уивер, М. Дж. (2017, 27 июня). Пять распространенных заблуждений об арт-терапии. Lifespan. https://www.lifespan.org/lifespan-living/five-common-misconceptions-about-art-therapy.

Фонд «Белый лебедь». (2015, 28 сентября). Понимание терапии движением. Фонд «Белый лебедь». https://www.whiteswanfoundation.org/mental-health-matters/understanding-mental-health/understanding-movement

Вонг, К. (2021, 13 мая). Преимущества музыкальной терапии. Verywell Mind; https://www.verywellmind.com/benefits-of-music-therapy-89829

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий