Родство возникло в примитивных и наиболее традиционных обществах. Оно берет свое начало в простых обществах, которые не были столь сложными. Общины и социальные связи являются необходимыми атрибутами для систем родства.
Для того чтобы понять общество, общину или ее культуру, необходимо иметь адекватные знания о ее прошлом или истории, но социальные антропологи не смогли собрать много информации об истории Африки, чтобы изучить ее институты. Африканские исторические записи были, конечно, скудны и могли накапливать информацию только о ближайшем прошлом. Поэтому социальные антропологи использовали и сосредоточились на методологии исследования — сравнении и анализе. Будучи социальным ученым, антрополог собирает теоретическую перспективу, которую он получает, изучая любую социальную систему.
Система родства и брак могут быть поняты как повседневная социальная реальность, где люди живут вместе в координации и сотрудничестве, поддерживая социальные связи, что также рассматривается как работающая и функционирующая система. В более буквальном смысле термины родства обозначают отношения, когда один человек связан с другим в том смысле, что один человек происходит от другого, например (отношения между дедушкой и бабушкой и внуком), их также называют когнатами или когнитивными родственниками, что означает, что у родственников есть общий предок, они могут вести свою родословную как от мужчин, так и от женщин. Родство — это скорее социальные отношения между двумя людьми. Братья и сестры — это еще одно родство, при котором брат и сестра — это брат, а сестра и брат — это сестра. Группа, состоящая из отца, матери и детей, рассматривается как семья и называется элементарной семьей, но она отличается от биологической семьи, где обычно существует генетическая связь между родителями и детьми. Сложные семьи образуются тогда, когда вдова или вдовец с ребенком вступают во второй брак, в котором также рождаются дети, в таких случаях возникают такие понятия, как сводные родители и сводные братья и сестры. Сложные семьи также образуются, когда допускаются полигинные браки, например, мужчина имеет несколько жен (более двух). Такой тип семей распространен в Африке. Другой тип называется родительской семьей, когда семья состоит из родителей и их неженатых детей. Патрилинейная расширенная семья, где сыновья женятся и приводят своих жен в одну семью, так что их дети будут принадлежать к одной семье. Родство в простых терминах означает связанную сеть связей и отношений, оно также имеет порядок, чтобы различать разнообразие отношений. Первый порядок включает в себя отношения в элементарной семье, то есть (мать, отец, дети; отношения между ними). Второй порядок включает в себя вторичные отношения, которые связаны с первым порядком, то есть отец отца, муж сестры, жена брата и т.д. Мы можем постепенно подключать отношения к третьему, четвертому, пятому и т.д. порядкам родства, которые могут быть увеличены за счет брака родственных сородичей.
В африканской системе родства, согласно «классификационной» системе Моргана, определяются параллельные кузены и перекрестные кузены. Параллельные кузены классифицируются как кузены, которые связаны родственными отношениями с обеих сторон, например, дети сестры матери и дети брата отца, в то время как перекрестные кузены — это кузены, связанные вторичными отношениями, например, дети брата матери и дети сестры отца.
Существует также степень ближнего и дальнего родства, когда запрещено вступать в брак с ближними кузенами, но разрешено жениться на кузине из дальнего родства. В системах родства существуют определенные нормы, правила и предписания. Аффективный элемент рассматривается как личное поведение, связанное с эмоциональным чувством, которое является отношением между матерью и ребенком. Юральный элемент — другой, в котором отношения имеют моральные правила и обязанности, налагаемые друг на друга, то есть (в африканских семьях муж и жена имеют личные права и обязанности, налагаемые друг на друга).
Родство основано на «происхождении», при этом происхождение — это социальные отношения между родителями и детьми, а не физические отношения, и можно проследить своих родственников или потомков, возвращаясь назад и считая поколение от прабабушки и прадедушки. Агнаты — термин, аналогичный когнатам, когда прослеживают родословную по мужским связям предка-мужчины (система упорядочивания родства в Древнем Риме). Другим термином является матрилинейный род, который прослеживается по женским связям общего женского предка.
«Сиб» — еще один термин, который связан с когнитивными отношениями, но имеет скорее социальный характер. Среди сибов существовали правила наследования имущества.
МАСАИ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ
MENYE» — это термин, который народ масаи использует для обозначения отца, брата отца и сына братьев деда. Их род является агнатическим (потомки от одного и того же предка мужского пола). В системе родства масаи существует разница между агнатическим и другим родством. Существуют различные термины, используемые для обозначения различных родственных отношений, но наиболее важными являются ol-e-sotwa и en-e-sotwa, что означает мир или родственник. У масаев существуют ограничения на брак, а именно: нельзя жениться на женщине из своего агнатического клана и, во-вторых, нельзя жениться на ближайшей родственнице, например, на дочери сестры матери и т. д.
Род рассматривается как совокупность прослеживания потомков как с мужской, так и с женской стороны. Группа братьев и сестер рассматривается как общее число или единство братьев и сестер в клане, но в большинстве африканских племен также различают младших и старших братьев. В племенах банту брат матери также считается мужчиной-матерью (поскольку находится в родстве с матерью), а сестра отца считается женщиной-отцом (поскольку находится в родстве с отцом). В африканских племенах сестра занимает место умершей жены, и это называется сорорат, а брат занимает место умершего мужчины и известен как левират.
РОДСТВО И ПОКОЛЕНИЕ
Между поколениями всегда существует разница. Родители рассматриваются как поколение, которое предшествует следующему поколению, которое является поколением их детей, это состоит из отношений субординации и подчинения, где дети зависят от своих родителей и должны уважать своих родителей. Между бабушками и дедушками и внуками существуют особые отношения. Бабушки и дедушки более близки со своими внуками. Существует также связь между прадедом и сыном, где появление правнука по рождению, является признаком приближающейся смерти прадеда. Правнука иногда называют в честь прадеда и часто представляют как воплощение своего прадеда. Это общий признак меланезийских племен. В большинстве африканских племен, таких как каонде и нгонде, бабушки и внучки рассматриваются как «жены», при этом законно и допустимо жениться на внучках и дочери брата, но не жениться на дочери сестры. По обычаю, мужчина должен жениться на своей бабушке после смерти деда, чтобы обеспечить себе поддержку и помощь, что обычно происходит в племени нгонде.
Существует два типа отношений, первый — симметричные отношения, когда два человека имеют одинаковые модели взаимного поведения по отношению друг к другу, это отношения между отцом и сыном. Второй, асимметричные отношения, когда два индивида наблюдают разное поведение, оба имеют разное поведение по отношению друг к другу.
В племени нанди в Восточной Африке термин kamet относится к матери и ее сестрам, а также к дочери братьев матери, которая является следующим поколением. Аналогично, термин imamet относится к брату матери и сыну брата матери. Различные термины и терминология, относящиеся к родству и их отношениям, антропологи называют типом OMAHA. В племени нуба брат матери называется дедом, что также связано с матрилинейной родословной. Иногда брат матери имеет более высокий ранг.
Клан — это термин, обозначающий род, который может быть как по материнской, так и по отцовской линии, где род по материнской линии известен как матрилинейный род (matri-lineage), а род по отцовской линии считается патрилинейным родом (patri-lineage). Человек вступает в определенный клан по рождению, но усыновление также является другим атрибутом, согласно которому клан, в который человек был принят, считается его основным кланом. Клан может быть далее разделен на подгруппы, которые различны для разных племен, и отличаются в социальной, политической, религиозной жизни племен. Существуют определенные группы, которые выполняют обряды и которые называются корпоративными группами. Корпоративные группы являются главной особенностью Центральной Африки. Корпоративные группы также контролируют землю, будь то для охоты, убийства или различных видов деятельности, корпоративные группы также заботятся о религии, религиозных культах, тотемах и обрядах перехода, а также о нескольких социальных мероприятиях, связанных с конкретным родом.
Читайте также: Антропология: Сфера применения и значение
БРАК В АФРИКАНСКИХ ОБЩЕСТВАХ
Для того чтобы понять брачные обычаи и правила африканских обществ, необходимо также понять, что брак изменяет некоторые ранее существовавшие отношения, а также формирует новые, он не только изменяет отношения между двумя индивидами, но также изменяет и формирует новые связи и отношения с семьей и родственные связи. В африканских системах брака религия играет лишь незначительную роль. Брак заключался только с согласия родственников жениха, которые обещали выплатить отцу невесты или опекуну невесты деньги, называемые брачным платежом, а также объявить подарок, который жених должен сделать невесте в первую брачную ночь, он также известен под названием «утренний подарок». Необходимо обсудить богатство или часть приданого, если муж умрет раньше жены, то жена будет пользоваться им в течение всей жизни. Существует также встречный платеж, который выплачивается родственникам жениха родственниками невесты. Однако при разводе оба платежа, брачный и встречный, должны быть возвращены. Когда женщина не замужем, всю ее ответственность берет на себя опекун или отец, но как только она входит в другую семью через брак, ответственность перекладывается на мужа. Во время несчастного случая, смерти или любой травмы, нанесенной женщине ее мужем, опекун женщины может потребовать возмещения ущерба (страховки). Брак переходит в процесс развития, когда и муж, и жена рожают первого ребенка.
Во многих африканских обществах существует обычай, согласно которому мужчина должен жениться на своей двоюродной сестре, то есть на дочери брата своей матери, в таких браках семьи уже связаны друг с другом, что делает новую связь более крепкой. Существуют также шуточные отношения, когда отношения могут быть между двумя людьми, родственниками или не родственниками, они могут быть между бабушкой и дедушкой или внуком, такие отношения не создают серьезных оскорбительных отношений, они могут быть результатом враждебного поведения, а иногда и поведения избегания. Это также проявляется между зятем и матерью жены, часто происходят ссоры и по обычаю избегание определенных вещей, избегание совместного приема пищи, избегание зрительного контакта и т.д.. Иногда это также связано с застенчивостью или стыдливостью, наблюдаемой у зятя по отношению к семье жены.
В Африке существуют определенные правила относительно браков, где, с одной стороны, существует социальная близость, где не следует жениться на близкородственных родственниках, с другой стороны, разрешается жениться на кросс-кузенах, что известно как преимущественный брак. Существуют правила, соблюдаемые при сексуальных контактах, например, инцест (сексуальный контакт с близкими родственниками) считается грехом и преступлением. Отцеубийство (убийство матери или отца) — еще одно действие человека, которое считается грехом или преступлением. В Африке кровосмешение и колдовство (работа со сверхъестественными силами) связаны и считаются колдовством.
Помимо африканской системы родства, видное место в родстве занимают наяры Южной Индии, малайцы и кхаси Ассама, общим аспектом которых является то, что они следуют матрилинейному родословию. Существует разница между правом отца и правом матери, женщина с самого начала остается со своей семьей, братьями и сестрами и имеет с ними близкие отношения, они остаются едины, разделяя общие права собственности и т.д. Таким образом, право матери (выражаемое в наярах) состоит из юридических прав, которые разделяются с ее детьми, а также в которых отец не имеет на нее юридических прав. С другой стороны, право отца является полной противоположностью праву матери, когда мать и брат матери не имеют никаких прав на детей.
Для глубокого понимания термина родства необходимо понимать социальные структуры, а также социальные реалии. По словам А.Р. Рэдклиффа Брауна, когда мы говорим о структурах, мы имеем в виду какую-то часть или компонент, здесь родство — это социальная структура, а люди, их паутина отношений выступает как компонент, дополняющий ее структуру. Брак, как институт, также выступает в качестве компонента социальной структуры.
Читайте также: Ключевые понятия родства
Читайте также: Структура семьи Соединенного Королевства: Резюме
Ссылки:
Рэдклифф-Браун, А. Р. и Д. Форде (ред.), 1950, Африканские системы родства и брака,
Лондон: Oxford University Press, Введение, PP.1-39.
https://www.forgottenbooks.com/en/download/African_Systems_of_Kinship_and_Marriage_1000024062.pdf