6 Основные социальные проблемы в Индии: Причины и меры

Индия страдает от множества социальных проблем — от бедности до гендерного насилия. В данной статье рассматривается концепция социальных проблем и освещается различный опыт сельского и городского секторов. Далее в статье рассматриваются шесть важных социальных проблем: бедность, безработица, неграмотность, кастовая система, гендерное насилие и общинность, анализируются их причины и конкретные меры, принятые для борьбы с ними.

Что такое социальные проблемы?

Индивидуальная проблема — это проблема, которая затрагивает только конкретного человека или группу людей. С другой стороны, общественные проблемы — это те, с которыми сталкивается общество в целом. Социальная проблема — это когда ситуация считается ниже общественного идеала. Она должна привести к неблагоприятным обстоятельствам, с которыми можно справиться только коллективно. За последние десятилетия Индия претерпела множество изменений. Социальные перемены влекут за собой новые обстоятельства, в которых может оказаться важной проблема, на которую раньше не обращали внимания. Например, демографический взрыв в Индии не рассматривался как серьезная проблема до 1950-х годов. Важно также отметить, что любая проблема становится социальной только тогда, когда достаточное количество людей считает ее нежелательной. Сати не считалось социальной проблемой до тех пор, пока Раджа Рам Мохан Рой не выступил с критикой этой практики, и значительное число людей стало поддерживать его (Ahuja 2014).

Сельские и городские социальные проблемы

Многие ученые выявили фундаментальные различия между причинами и последствиями проблем, с которыми сталкиваются сельские и городские жители.

Сельский сектор имеет пять характерных особенностей. Во-первых, люди прямо или косвенно зависят от сельского хозяйства. Далее, граждане высшей касты являются крупнейшими землевладельцами. В-третьих, роли и ценности сельских жителей традиционны. Кроме того, фермеры получают неадекватную компенсацию за свой тяжелый труд. Наконец, в сельской местности люди разбросаны по сравнению с городами. Эта изолированность означает, что их доступ к таким услугам, как банки, больницы и школы, также минимален.

Читать: Самоубийства фермеров в Индии

С другой стороны, городской сектор характеризуется концентрацией большого количества населения на небольших территориях. Это приводит к возникновению многих проблем, таких как трущобы, высокий уровень преступности, загрязнение окружающей среды, наркомания и безработица. Кроме того, города сильно взаимозависимы от каждой маленькой части. Например, забастовка работников автобусов может привести к множеству проблем для функционирования города.

Бедность

Бедность можно определить как неспособность обеспечить минимальный уровень жизни, соответствующий требованиям общества. По данным Комиссии по планированию, в 2012 году 22% населения Индии жили за чертой бедности.

Причины бедности

Социолог Дэвид Элеш определил три причины бедности: индивидуальная, культура бедности и социальная структура. Первая идеология пропагандируется теми, кто считает, что если человек оказался в бедности, то это его собственная вина, вызванная недостатком трудолюбия и инициативы. Эта мысль коренится в функционалистском подходе в социологии. Он утверждает, что бедность — это благо для общества, поскольку она способствует выживанию сильнейших. Концепция культуры бедности была представлена в 1959 году Оскаром Льюисом. Он считал, что образ жизни низших социально-экономических классов способствует формированию поведения и установок, связанных с бедностью. Следовательно, никакие меры по экономическому оздоровлению не могли помочь бедным. И наконец, подход, основанный на социальной структуре, пропагандировал социолог Герберт Ганс. Он связывал бедность с несправедливыми социальными условиями и указывал, что средний и высший классы заинтересованы в бедных. Например, существование бедных помогало облегчить их социальный статус. Таким образом, они не были заинтересованы в изменении социальной структуры (Ahuja 2014).

В контексте Индии было выявлено множество уникальных причин бедности. Первая — это быстро растущее население. В этом году численность населения достигла 138,72 крор, что на 1,26% больше, чем в прошлом году. Столь высокая численность населения повысила спрос на потребление ограниченного количества ресурсов. Вторая причина — низкая производительность сельского хозяйства из-за недостатка капитала, технологий и раздробленности земельных владений. Следующая причина — безработица, которая присутствует в виде как неполной занятости, так и скрытой безработицы в сельскохозяйственном секторе. Социальные факторы также способствовали бедности через кастовую систему, гендерные законы наследования и отсутствие инфраструктуры. Наконец, политические факторы, такие как британская эксплуатация природных ресурсов, также привели к ослаблению индийской экономики.

Программы борьбы с бедностью

Индийское правительство запустило множество программ по борьбе с бедностью для сельской и городской бедноты. Ниже описаны несколько основных программ. Программа Indira Awaas Yojna (IAY) была запущена для помощи в строительстве домов для тех, кто принадлежит к племенам, кастам, освобожденным подневольным работникам и сельской бедноте, живущей за чертой бедности. В 2005 году по всей Индии была введена Национальная схема гарантий занятости в сельской местности имени Махатмы Ганди (MGNREGA). В соответствии с этой схемой каждому сельскому домохозяйству было гарантировано 100 дней оплачиваемой работы в виде неквалифицированного ручного труда в каждом финансовом году. Наконец, в рамках схемы продовольственной безопасности, введенной в 2003 году, выделенные объемы продовольственного зерна бесплатно распределялись среди домохозяйств приоритетных и не приоритетных категорий. Эта схема охватывала почти 75% сельского и 50% городского населения (Ahuja 2014).

Безработица

Безработицу часто называют самой значительной социальной проблемой в обществе. Это объясняется тем, что человек зависит от работы как в плане средств к существованию, так и в плане своего статуса. В социологическом смысле безработица определяется как неспособность найти оплачиваемую работу при наличии как потенциала, так и желания зарабатывать. Три элемента безработицы заключаются в том, что человек должен быть способен, желать и прилагать усилия, чтобы получить доходную работу.

Виды безработицы

Существует три основные классификации безработицы, а именно: сезонная, циклическая и технологическая.

Сезонная безработица характерна для сельскохозяйственного сектора. Любой земледелец в Индии остается без работы почти четыре-шесть месяцев в году. Работники некоторых производственных предприятий, таких как заводы по производству льда или сахара, также являются сезонными безработными в силу характера работы.

Циклическая безработица — это результат подъемов и спадов в бизнесе. Например, предприниматель, получающий высокую прибыль, может вложить ее в стартап, создавая тем самым рабочие места. Но когда они начинают терпеть убытки, они могут сократить число работников на своих предприятиях.

Технологическая безработица возникает из-за внедрения новых технологий, которые вытесняют ручной труд. Внедрение автоматизации почти в каждой отрасли привело к потере экономической безопасности для среднего человека (Ahuja 2014).

Причины безработицы

Социологи предполагают, что безработица является результатом как экономических, так и социальных факторов.

Ухудшение социального статуса означает, что многие люди считают себя слишком квалифицированными для определенной работы и поэтому предпочитают оставаться безработными. Например, многие молодые люди считают преподавание в университетах престижной работой, в то время как на преподавание в школе смотрят свысока.

Географическая неподвижность относится к избытку рабочей силы в одном месте и ее нехватке в другом. Люди могут не иметь возможности переехать в районы с более высокими возможностями трудоустройства из-за недостатка информации, языкового барьера или семейных обязанностей. Например, женщины в сельской местности часто лишаются оплачиваемой работы, потому что не имеют возможности мигрировать в города, как их мужья.

Рост численности населения привел к росту безработицы из-за ограниченного количества рабочих мест в экономике. Многие люди теряют работу по личным причинам, таким как отсутствие образования или опыта, или даже болезнь и инвалидность. Высокий уровень безработицы увеличивает зависимость от родителей, которые должны обеспечивать своих детей, и от государства, которое должно взять на себя ответственность за них.

Несовершенная система образования не придает значения начальному образованию и профессиональному обучению. Преимуществами образования в основном пользуются только молодые люди со средним и высоким уровнем дохода, имеющие доступ к частным школам и университетам. Условия в большинстве государственных школ непригодны для учебы и часто становятся причиной отсева многих девочек (Ahuja 2014).

Меры по исправлению ситуации

Индийское правительство признало проблему безработицы в стране. Оно предприняло множество шагов в виде схем создания рабочих мест. Схема MGNREGA, упомянутая ранее, является одной из основных мер. Безработицу нельзя решить, сделав Индию более трудоемкой, что предлагалось в прошлом. Вместо этого необходимо сосредоточиться на образовании молодежи и сделать ее трудоспособной в развивающемся секторе услуг.

Безработица: Определение, типы, причины, решения и дальнейшие действия

Неграмотность

Как уже упоминалось в предыдущем разделе, неграмотность является основным препятствием для развития, поскольку приводит к неквалифицированному труду. Согласно данным Комиссии по переписи населения Индии, грамотным считается любой человек, который может читать и писать с пониманием на признанном индийском языке. Перепись населения 2011 года показала, что уровень грамотности в Индии составляет около 74% с многочисленными региональными различиями и гендерным неравенством. По всей Индии самый высокий уровень грамотности в штате Керала, а самый низкий — в штате Бихар.

Меры по искоренению неграмотности

В соответствии с образовательной политикой Индии правительством было введено множество программ. Ниже приведены некоторые из них.

Национальная программа образования взрослых (НАВ) была введена в 1978 году с целью содействия развитию образования в возрастной группе 15-35 лет. Программа «Функциональная грамотность в сельской местности» (RFL) является подпрограммой программы NAE и была запущена в 1986 году. Она была направлена на повышение осведомленности взрослых о многочисленных государственных программах, которыми они могут воспользоваться. Кроме того, она привлекала студентов-добровольцев из университетов к обучению взрослых. Наконец, в 1988 году Раджив Ганди запустил Национальную миссию грамотности, целью которой было привлечение волонтерских организаций к миссии по обучению неграмотных по всей стране (Ahuja 2014).

Кастовая система

Индийская кастовая система основана на культурных особенностях иерархии, загрязнения и чистоты. Она опирается на доктрины кармы и дхармы. Индийское правительство ввело категорию зарегистрированных каст (SC) в конституцию в 1935 году. В настоящее время СК составляют около 16% населения Индии. Основные проблемы, с которыми сталкиваются далиты, — это неприкасаемость, эксплуатация, исключение из религиозных и образовательных учреждений и социальная дискриминация.

Меры по расширению прав и возможностей далитов

Подход правительства к улучшению положения ЗК основывался на двух идеях. Первая заключалась в том, чтобы преодолеть лишения в области образования, жилья и занятости, которые ЗК унаследовали в силу своей исторической изоляции от общества. Вторая заключалась в поощрении их участия в экономических, социальных и политических процессах страны.

Защитные меры включали такие акты, как Закон о защите гражданских прав, принятый в 1976 году, и Закон о предотвращении жестокого обращения с зарегистрированными кастами и зарегистрированными племенами, принятый в 1989 году. Вместе эти акты защищали далитов от неприкасаемости, дискриминации и насилия в общественных местах. Политика резервирования в учебных заведениях, государственных службах и политических органах также является частью защитных мер. Они обеспечивают адекватное участие ЗК в общественных сферах, хотя и ограничиваются только государственными секторами.

Меры по развитию были введены в образовательной, экономической и социальной сферах. Для повышения уровня развития образования правительство попыталось включить резервирование мест в учебных заведениях, обеспечить финансовую поддержку и условия для тренеров, а также сделать акцент на образовании девочек. Расширение экономических прав и возможностей включает в себя распределение земли среди безземельных рабочих и реализацию программ наемного труда. Наконец, правительство внедрило схемы социального обеспечения для расширения доступа к санитарии, жилью, питьевой воде и электричеству (Thorat 2009).

Читать: Движения далитов и отсталых классов

Гендерное насилие

Женщины всегда были жертвами эксплуатации и насилия на индийском субконтиненте. Насилие в отношении женщин состоит из криминального, домашнего и социального насилия. Уголовное насилие включает в себя изнасилование, убийство, женское обрезание и похищение. Бытовое насилие включает избиение жены, смерть от приданого и сексуальное насилие. Социальное насилие включает в себя домогательства, законы о наследовании в пользу мужчин и т.д.

Национальное бюро регистрации преступлений (NCRB) сообщило, что в 2018 году по всей Индии было зарегистрировано 33 356 случаев изнасилования. Большинство из них — это случаи, когда насильник известен жертве. Более того, эта статистика не отражает большого количества изнасилований, о которых жертва даже не сообщает.  Случаи изнасилования происходят в разных географических районах, классах и кастах. Женщин-служащих насилуют работодатели, женщин-заключенных насилуют коменданты, женщин-пациенток насилует персонал больниц, а домработниц — их работодатели. В контексте брака насилие в отношении женщин становится более сложным. Конституция Индии не признает изнасилование в браке уголовным преступлением (Ahuja 2014).

Меры по предотвращению притеснения женщин

Правительство в сотрудничестве с волонтерскими организациями предприняло несколько шагов для обеспечения безопасности женщин. Были созданы приюты для женщин, страдающих от жестоких мужей или родственников. Однако такие приюты страдают от переполненности и недостатка финансовой поддержки. В разных городах, например, в Дели, полиция открыла телефоны доверия для женщин. Правительство также поощряет деятельность юридических учреждений, предоставляющих женщинам бесплатную юридическую помощь. Но, несмотря на все эти меры, самое важное изменение, которое необходимо для борьбы с домогательствами женщин, — это изменение отношения. Патриархальное общество Индии слишком долго угнетало женщин. Эту модель необходимо изменить, предприняв небольшие шаги, такие как прекращение обвинения жертв в сексуальных и насильственных нападениях.

Коммунизм

Коммунализм относится к попыткам чрезмерно подчеркнуть важность религиозной идентичности и стимулировать общинное насилие между различными религиозными группами. В Индии напряженные отношения между индусами, мусульманами и сикхами существуют со времен раздела Индии и Пакистана. Мусульмане, сикхи и другие религиозные меньшинства находятся под защитой индийской конституции в соответствии с положениями о справедливости, терпимости, равенстве и свободе. Несмотря на эти положения, общинное насилие стало частью Индии с момента обретения независимости. Недавний случай с Бабри Масджид и связанными с ним беспорядками является популярным примером религиозных разногласий. Насилие может принимать различные формы массовой мобилизации, восстания и беспорядков. Обычно общинное насилие имеет больше политическую подоплеку, чем религиозную. Индуистско-мусульманские беспорядки в штате Андхра-Прадеш в 1990 году привели к гибели более ста человек (Ahuja 2014).

Предписывающие меры

Индия слишком долго страдала от общинности. Правительство и граждане должны вместе работать над достижением гармонии. Символических жестов для мусульман недостаточно, необходимо расширять их права и возможности путем распространения грамотности и трудоустройства. Светскость должна пропагандироваться через образование. Более того, политиков, придерживающихся общинных взглядов, следует бойкотировать во время выборов, а полиция и военные должны быть осведомлены и поощрены к принятию светского мировоззрения.

Заключение

В этой статье было рассмотрено множество социальных проблем, с которыми ежедневно сталкиваются граждане Индии. Важно, чтобы эти проблемы были признаны как отдельными людьми, так и правительствами, чтобы они могли вместе работать над созданием лучшего будущего.

Ссылки

Ахуджа, Р. (2014). Социальные проблемы в Индии. Джайпур: Rawat Publications.

Торат, С. (2009). Далиты в Индии: Поиск общей судьбы. Нью-Дели: SAGE Publications India Pvt. http://dx.doi.org/10.4135/9788132101086.n1.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий