5 индийских фильмов, основанных на кастовой дискриминации — Обязательно к просмотру

Синопсис: 5 фильмов, демонстрирующих кастовую динамику и дискриминацию, обзор их сюжетов, комментарий к изображению касты и подавляющее большинство критических отзывов.

Кастовая дискриминация в индийском кино

Индийское кино на протяжении десятилетий присваивало и/или стирало истории далитов. Их истории, когда они были представлены, часто рассказывались людьми из высшей касты с вопиющим пренебрежением к жизненному опыту общины. В последние годы кинематографический ландшафт изменился: режиссеры-далиты, которые ранее практически не имели возможности влиять на репрезентацию, стали претендовать на свое пространство и формировать визуальное повествование так, как они считают нужным. Появилось несколько фильмов, особенно в тамильской киноиндустрии, где такие режиссеры, как Ветримаран, Мари Сельварадж и Ананд Патвардхан, рассказали истории и создали идентичности, которые продолжают делать четкими границы между классом и кастой, а также неапологетично демонстрируют свой прожитый и наблюдаемый опыт.

Подробнее о фильмах с участием Ветримаарана

Представление низших каст в кино не было идеальным, отмечают некоторые критики, и это справедливо. Некоторые отмечают, что фильмы, посвященные кастам, коммерциализируют опыт далитов вместо того, чтобы создавать фильмы, которые привлекают публику к кастам как к структурному неравенству, которое привилегирует высшие касты и в разной степени угнетает остальных.

  1. Asuran

Действие фильма Ветримаарана, адаптации романа Пумани «Веккай», происходит в деревне в районе Тирунелвели штата Тамилнад и рассказывает о жизни семьи далитов, которые борются за выживание, стремясь к достоинству. Сюжет фильма вращается вокруг Чидамбарама, который решил отомстить за смерть своего старшего брата, убив его убийцу, члена господствующей касты землевладельцев. Чидамбарам и его отец отправляются в лес, чтобы защитить себя от разъяренной господствующей касты и полиции, которая встает на их сторону.

Фильм вызвал неоднозначные отзывы, а в статье First Post, написанной Йогешем Майтрейей, приветствуется универсальность истории, которая может быть понятна массам далитов и бахуджанов по всей стране. Он добавляет, что «Асуран» — это «необычная история, которая не поддается насилию или мести, а поднимается над этим». Он обосновывает свою позицию, утверждая, что «Асуран» — это не драма о мести, «это биографический фильм о бунтарях целой общины, которая из неприкасаемых превратилась в жертву, адаптировала демократические средства и утверждает, что с образованием мир со справедливостью, братством и свободой возможен». Там, где драмы мести заканчиваются убийством врага, «Асуран» рассказывает историю о том, «как живут далиты, каждый день по-своему, борясь, сопротивляясь, пытаясь понять смысл того, что идет от Амбедкара: образовывать, организовывать, агитировать (Maitreya 2020)». Эта же тема была рассмотрена более критически в статье Раджеша Раджамани из HuffPost о фильме, где говорится, что «Ветримааран перерабатывает жизнь и борьбу далитов в беллетризованный триллер о мести (2019)».

2. Karnan

Карнан» Мари Селвараджа — это фильм, действие которого происходит в деревне на юге штата Тамилнад и вращается вокруг взаимоотношений между палларами и тэварами. Каннибиран, паллар и старший офицер полиции, преследует и терроризирует старейшин деревни за то, что они не снимают головной платок. Карнан, в ответ на несправедливость, свидетелем которой он стал, грабит полицейский участок и спасает старейшин деревни. Антагонистическая напряженность между ними в конечном итоге приводит к убийству Каннибирана, совершенному Карнаном, который убивает его, чтобы помешать ему сеять хаос в своей деревне.

Персонаж второго плана, Йема Раджа — прагматичный пацифист, осуждающий революционные акты сопротивления кастовой несправедливости и конфронтации. Вместо этого он выступает за доступ к возможностям и образованию как инструменту мобильности.  Селварадж делает политические комментарии, стратегически расставляя таких персонажей; сопоставляя идеи и действия. На стене, где изображен Ганди, а не Амбедкар, в конце фильма вместо Карнанса появляется лицо Йеамы. Социальная оппозиция радикальным идеям в противовес более комфортным, обеспечивающим сохранение статус-кво, очевидна в этом фильме.

Несколько кинокритиков признали и похвалили фильм Сельвараджа за то, что он воздерживается от прославления главного героя. Несмотря на убийство антагониста, Карнан демонстрирует эмоции тщетности и трагизма по отношению к своему поступку». Фильм выражает желание и надежду на социальную мобильность, и некоторые критики обратили внимание на то, как Карнан «ловко освещает жалобы далитов в доступной и убедительной манере, продвигая политику достоинства и социальной справедливости в противовес дискриминационной кастовой гордости и возвеличиванию (Vasanthakumar 2022)».

3. Pariyerum Perumal

Режиссерский дебют Мари Сельвараджа «Pariyerum Perumal» произвел фурор в кинематографическом мире. Фильм эмоционально затрагивает отвратительные проблемы, правдиво изображая дискриминацию по кастовому признаку. Pariyerum Perumal вызывает сочувствие зрителей, рассказывая историю Парияна, молодого человека из касты, который боготворит Б.Р. Амбедкара и стремится возвысить свою общину. Зрители виртуально переживают трудности Парияна, когда он сталкивается с реальностью кастовых предрассудков и насилия за пределами своей деревни.

Унижения, которым он подвергается в системе образования, и насилие со стороны семьи и родственников девушки из высшей касты, с которой он дружил, занимают центральное место в фильме. Селварадж не сдерживается, изображая психологическую войну жестокости высшей касты и поистине бесчеловечное обращение с Парияном. Джо, любовный интерес Парияна в фильме, приглашает его на свадьбу, где ее отец отводит его в комнату и выясняет его касту, задавая ему вопросы о его деревне. В тот самый момент, когда он сообщает Парияну, что члены его касты убьют не только его, но и Жо, в комнату врываются несколько родственников-мужчин из касты Жо и подвергают Парияна физическому насилию, один даже мочится на него. Невыразимый стыд и эмоциональное потрясение, которые испытывает Париян в результате этого, показаны в фильме безупречно. Изображение «невозможности любви в этой непригодной для жизни кастовой среде», как сказано в одной из рецензий, — это то, что дает «Pariyerum Periyal» преимущество перед всеми другими фильмами в своей области.

Париян воздерживается от мести, несмотря на то, что стал жертвой отвратительных актов гнева высшей касты, включая попытку убийства и неоднократные унижения.

Символизм в этом фильме также является характерной чертой этого кинематографического шедевра. Стеклянные чайные тумблеры в заключительных сценах символизируют сохраняющиеся идеи кастовой дискриминации, когда маргинальные касты обслуживаются в отдельных тумблерах. Pariyerum Perumal — невероятный и пронзительный фильм, который не уклоняется от реальности и знакомит зрителей с теми, кто пережил кастовое насилие сегодня.

Читайте также: 10 знаменитых межкастовых браков в Индии

4. Masaan

Фильм Masaan режиссера Нираджа Гайвана и сценариста Варуна Гровера рассказывает о жизни двух людей с желаниями и стремлениями, которые преодолевают барьеры, навязанные им кастой. Сначала фильм рассказывает историю Деви Патхак, девушки-брамина, и ее любовного интереса, парня из касты банья. В течение первых пяти минут фильма зрители становятся свидетелями грубого нарушения неприкосновенности частной жизни, морального преследования и физического насилия. Полиция врывается в гостиничный номер, который они сняли на ночь, и домогается как Деви, так и ее парня Пиюша. В ужасе от последствий, с которыми ему придется столкнуться, Пиюш запирается в ванной и лишает себя жизни.

Затем камера переключается на Дипака Чоудари, далита, который помогает своему отцу кремировать умерших на гхатах Варанаси. Дипак влюбляется в девушку из высшей касты, которая возвращается из религиозной поездки мертвой. Masaan необъяснимым образом прослеживает пересечение идентичности и социальных барьеров, успешно прокладывая курс скорби, который вынуждены пройти Деви и Дипак. Эмоциональное потрясение и неизбежные ожидания, навязанные этим двоим, показаны в фильме очень выразительно, поскольку в нем акцентируется внимание на реальности жизни, постоянном страхе преследования и отсутствии свободы.

5. Товарищ Джай Бхим

Последний, но не менее важный фильм Ананда Патвардхана «Jai Bhim Comrade» рассказывает о кажущейся бесконечной борьбе далитов по всей стране. В 200-минутном документальном фильме, на создание которого ушло 14 лет, рассказывается о непрекращающемся кастовом насилии, которому подвергаются далиты. В начале фильма отдается дань уважения Виласу Гогре, его музыке и поэзии, которые он использовал как инструменты сопротивления. Близкий друг Патвардхана, Гхогр был активистом далитов, который покончил с собой после ужасной расправы полиции над 10 далитами в Мумбаи, мирно протестовавшими против осквернения статуи Амбедкара. Фильм «Товарищ Джай Бхим» показывает, насколько сильно укоренилась кастовая система в Индии и какие дискриминационные идеи вплетены в ткань этой «свободной» страны. Социальная мобильность и эгалитаризм — это слова, которые сегодня не имеют никакого материального смысла, и фильм был отмечен организацией Human Rights Watch за то, что он «полностью разрушает любые аргументы в пользу того, что кастовая дискриминация осталась в прошлом». Патвардхан использует музыку и поэзию как оду радикальному сопротивлению и как дань уважения революционерам-далитам.

Ссылки:

Майтрейя, Йогеш. «Индийское кино и идентичность далитов». Firstpost, 7 сентября 2020 г., www.firstpost.com/art-and-culture/indian-cinema-and-the-dalit-identity-in-dhanushs-2019-film-asuran-the-rise-of-a-new-national-hero-8783631.html.  

Васантхакумар, Вишал и Виньеш Картик . «Mari Selvaraj’s Karnan and Tamil Cinema’s Tryst with Caste». Newslaundry, 2021, www.newslundry.com/2021/04/21/mari-selvarajs-karnan-and-tamil-cinemas-tryst-with-case.  

Rajamani, Rajesh. «Dhanush’s ‘Asuran’ and The Film’s Dalit Hero Are Not Worth Celebrating.» HuffPost, HuffPost, 24 Oct. 2019, www.huffpost.com/archive/in/entry/dhanush-asuran-dalit-atrocities-pulp-fiction_in_5dafed76e4b0422422cddd55. 

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий