Социология в Индии была образцовой в выявлении и понимании огромного разнообразия людей, проживающих в стране, а также в признании разнообразия, которое приходит вместе с ней. Социология как предмет занимается изучением общества, а в случае с Индией это становится еще более сложным. Большинство истоков социологии связано с западными концепциями и представлениями об обществе. В их изложениях преобладают теории о классе, расе и религии, но для изучения Индии как субконтинента и нации такие институты, как брак, каста и родство, становятся важными для полного понимания динамики, существующей внутри народа. Более того, индийские социологи также пытались представить себе нацию не через западную призму ориентализма, а выдвинули свое собственное понимание того, как функционируют социальные связи и общество в целом.
Ориентализм и индология
Индия имеет колониальное прошлое. Этот период колонизации сформировал индийскую историю и общество, а также дал западным мыслителям возможность интерпретировать индийское общество через их призму. Социология никогда не была официальной школой изучения в Индии, и только благодаря британскому влиянию ученые начали изучать Индию через другую призму. Термин «ориентализм» был придуман Эдвардом Саидом и используется для описания того, как западные мыслители смотрели на «Восток» и пытались понять его образ жизни, тщательно анализируя его в отличие от западных стандартов и представлений о понимании. Хотя это и привело к тому, что некоторые ученые стали рассматривать страну через эти линзы, многие начали подвергать сомнению эту методологию. Одновременно развивалась и индология как дисциплина. Попытка понять цивилизацию через древние тексты, культуру и теории, тесно связанные с индийской цивилизацией. Это привело к новому пониманию страны через свежий взгляд.
Индийские социологи внесли значительный вклад в эту область, сделав большую часть своей работы сосредоточенной на индийском контексте и анализе обычаев и ритуалов, характерных для этого региона.
10 индийских социологов и их основной вклад
М. Н. Шринивас — известный ученый, который был учеником Г. С. Гурие и стал пионером в процессе макросоциологического обобщения и микроантропологического анализа малых сообществ, главным образом, в своей исследовательской работе. Он работал с Кургами, проводя полевое исследование и пытаясь понять кастовую динамику в проживающих там группах, а также проводил аналогичную работу в Рампуре. Его наиболее заметными работами являются концепции «санскритизации», «вестернизации», «секуляризации» и «вестернизации», которые были ключом к пониманию поведения, демонстрируемого людьми в их социальной и личной сферах, имеющих прямое отношение к касте. Идея «доминирующей касты» появилась в его работе «Рампура», где он говорит об экономических и локализованных последствиях касты.
Андре Бетелли — почетный профессор Делийской школы экономики и известный ученый-социолог, удостоенный чести стать первым стипендиатом Неру. Его значительный вклад связан с пониманием касты и класса в индийском контексте. Он много работал с эмпирической реальностью и черпал вдохновение в работах Вебера. Он говорил о кастово-классовой дихотомии и применял концепции универсализации, говоря об индийском обществе. Он также отметил активную роль гражданских обществ в укреплении демократии в стране.
Радхакамал Мукерджи — Радхакамал Мукерджи был социологом, который в значительной степени опирался на работы Конта и Спенсера. В своих работах он проявлял особый интерес к идеям «образования взрослых», и эта тема оставалась для него исследовательской до самого конца, он даже основал несколько центров образования взрослых. Он подчеркивал понятия человеческих институтов и то, как они действуют в качестве связующего фактора и основы для ритуалов и норм, и утверждал возможность имперского и нормативного взгляда на общество. Он был структурно-функциональным социологом, который предположил, что «трансдисциплинарный подход» очень важен для изучения исторических и социальных институтов Индии. Он также много занимался социальными ценностями и тем, как они влияют на общество в целом.
Иравати Карве — Иравати Карве — первая женщина-антрополог Индии, которая стала пионером исследований в области культурной и социальной антропологии. Она была индологом, основательницей кафедры антропологии в Университете Пуны и автором ряда феминистских работ. Она много работала с языком маратхи, но ее социологическая слава принадлежит книге «Организация родства в Индии» (1953). В своей работе «Юганта» она изобразила эпос «Махабхарата» под совершенно иным углом зрения, что помогло ей получить ряд признаний. Две основные области ее исследований, значимые для социологии, — групповые отношения в деревенской общине и социальная динамика растущего города и его окрестностей. Первая ставила целью понять межличностные и межгрупповые отношения между людьми с учетом таких факторов, как каста, родство и преданность, путем сбора качественных и количественных данных, а вторая — определить изменение динамики между деревней и городом в результате ряда происходящих социальных процессов.
Г. С. Гурье — Г. С. Гурье считался отцом индийской социологии и был очень важной фигурой, возглавившей исследования в области социологии. Он был хорошо известен тем, что принимал и практиковал дисциплинированный эклектизм в теории и методологии и не придерживался строгого функционально-структуралистского подхода. Касты и родство как предмет изучения рассматривались Гурие, который говорил о распространенности подобных явлений в других обществах и наличии интегративных рамок. Он также изложил основные черты, по которым практикуются касты, а именно: сегментарное деление, иерархия, загрязнение и чистота, гражданские и религиозные ограничения и привилегии, выбор профессии, ограничения на брак. Он также внимательно изучил связь между родством и кастой. Он также был убежденным сторонником того факта, что ни одна цивилизация не является полностью развитой, а эволюция — это непрерывный процесс.
Т.К. Ооммен — Т.К. Ооммен — социолог, который внес активный вклад в индийскую социологию, его докторская диссертация была первой, посвященной социальным движениям, а его книга «Врачи и медсестры» получила широкое признание. Фокусируясь на индийской социологии, он классифицировал тенденции, которые доминируют в ней с трех точек зрения — институционалистской, националистической и космополитической. Хотя он не придерживается ни одной из них в частности, он называет себя плюралистом. В своих работах он также попытался понять феномен общинности и то, как каждая из них влияет на вовлеченные стороны. Очень известна его статья под названием «Инсайдеры и аутсайдеры в Индии: Первобытный коллективизм и культурный плюрализм в государственном строительстве» также дает глубокое понимание государственного строительства в современном мире.
Йогендра Сингх — Новаторская работа Йогендры Сингха под названием «Модернизация индийских традиций» содержит очень глубокие замечания об индуистских, мусульманских и племенных общинах внутри страны. Он утверждает, что основные традиции индийского общества определяются этими тремя общинами. Все индийские социальные изменения и реальные факторы находят свое отражение в этих трех типах обычаев. Йогендра Сингх выделил критические силы модернизации и исследовал их влияние на индийскую культуру и обычаи. Он попытался обрисовать изменения, которые произошли в результате модернизации. Результаты модернизации являются либо внутренними, либо приходящими извне. Эти два источника модернизации следует рассматривать как на уровне социальных структур, так и на уровне обычаев, о чем он много говорил в своих работах.
Б.Р. Амбедкар — Б.Р. Амбедкар, будучи политиком и председателем Учредительного собрания Индии в период независимости, также внес активный вклад в область индийской социологии. Он был пионером подчиненной перспективы и очень резко высказывался об угнетенных кастах в Индии, что ярко проявилось в его работах. Он придерживался мнения, что социальные реформы должны проводиться конституционно и законно, чтобы повысить уровень жизни людей, которыми пренебрегали из-за угнетения кастовой системы. На него оказали большое влияние работы Джьотибы Фуле и Перияра, которые стали для него путеводной звездой. Он также подчеркивал необходимость создания бескастового общества и полного уничтожения каст для Индии и важный аспект государственного строительства. Его труды о бахуджанах дают глубокое понимание того, как исторически этот народ угнетали и не давали ему стать частью основного общества. В своей речи «Уничтожение каст» он утверждает, что с кастизмом в Индии можно справиться только тогда, когда люди разных каст начнут обедать вместе и будут поощряться межкастовые браки.
Читайте также: 10 знаменитых межкастовых браков в Индии
АР Десаи — АР Десаи был социологом, который применял в своих работах «диалектическую историческую модель» и находился под сильным влиянием Маркса, Энглса и Троцкого. Он подчеркивал роль класса над кастой и рассматривал неравенство в Индии через экономическую призму, объясняя, что дихотомия между городской буржуазией и сельской мелкой буржуазией является основным корнем конфликта. Он даже индийское национальное движение рассматривал через призму конфликта, говоря о том, что изменения в экономике были внесены британцами путем модернизации и индустриализации. Он также документировал крестьянскую борьбу и социальные движения, которые дают глубокое понимание того, как классовая борьба была неотъемлемым аспектом того же самого.
Ашис Нанди — Ашис Нанди — психолог и социолог, внесший огромный вклад в область политической психологии, насилия и культуры. Наиболее распространенными темами в его работах были вопросы маргинальных сообществ и систем знания. Он также провел обширную работу по идеологии хиндутвы, преобладающей в Индии, и проанализировал ее через психосоциальную призму.
У индийских социологов разнообразный спектр работ. Они изучали родство, касты, классы, правила, нормы, магию и движения, а Индия, будучи плавильным котлом культур, дала почву для проведения и понимания нескольких исследований. Некоторые исследователи изучали феномены прошлого, в то время как последние исследователи больше занимаются современными движениями. Все эти исследования являются важными и ключевыми для понимания субконтинента и его практик, поскольку социология как предмет не имеет объективной истины.