Женщины-ученые в области социологии практически не получили признания, несмотря на их вклад в формирование выдающихся подполей социологических исследований. Более того, доминирование мужчин в области социологии привело к неполному представлению женщин и их борьбы, очень часто затмевая их роль в обществе, дома, а также в академической среде. Поэтому важно взглянуть на выдающихся женщин-социологов, которые играли такие же важные роли, как и их коллеги-мужчины, но постоянно оставались в тени. Поэтому в данной статье мы постараемся кратко рассказать о вкладе десяти женщин-социологов и о том, как они заняли свое место в академической сфере, где доминировали мужчины.
Женщины-социологи двадцатого и двадцать первого веков: Их вклад в социологию
- Гарриет Мартино (1892-1876)
- Иравати Карве
- Джейн Аддамс (1860-1935)
- Марианна Вебер (1870-1954)
- Мирра Комаровская (1905-1999)
- Лила Дубе (1923-2012)
- Нира Десаи (1925-2009)
- Дороти Э. Смит (1926 — настоящее время)
- Арли Рассел Хохшильд (1940 — настоящее время)
- Патриция Хилл Коллинз (1948 — настоящее время)
- Гарриет Мартино (1892-1876)
Гарриет Мартино считается первой женщиной-социологом или «матерью социологии». Она известна тем, что перевела «Курс позитивной философии» Августа Конта на английский язык. Также считается, что Комт начал читать переводы Мартино вместо своих оригинальных работ и даже перевел работы Мартино обратно на французский язык. Однако, помимо того, что Мартино была переводчиком, она сама была выдающимся писателем и журналистом викторианской эпохи. Самым известным источником информации о жизни Мартино является ее «Автобиография», написанная в 1855 году и опубликованная посмертно в 1877 году вместе с «Мемориалами Гарриет Мартино» Марии Чапман. Ее вклад в область социологии сосредоточен вокруг трех основных работ — «Методологический трактат» (1838), «Америка до гражданской войны» (1837), а также перевода работ Конта. Ее исследование было посвящено американским рабам, демократии, равенству и так далее. В своих работах она подчеркивает свою роль феминистки, уделяя особое внимание жизни женщин-рабов в Америке. Она признана за свой вклад в символические взаимодействия и была одним из первых социологов, разработавших как метод, так и методологию изучения социальной жизни.
2. Иравати Карве
Доктор Иравати Карве, ученица Г.С. Гурие, одного из основателей социологии как академической дисциплины в Индии, считается первой индийской женщиной-социологом за ее вклад в области социологии и антропологии. После окончания аспирантуры по социологии Карве отправилась в Германию, чтобы получить докторскую степень по антропологии. Она стала известной благодаря своей работе «Юганта», изначально написанной на языке маратхи. За него она получила региональную премию Академии Сахитхи. Позже, с 1930-х годов, она возглавляла факультет социологии и антропологии в Деканском колледже в Пуне. Она активно писала на социально-политические темы в Индии и была глубоко заинтересована в изучении индуистского общества. Она также считается одной из самых выдающихся женщин-этнографов.
Новаторская работа Карве — «Организация родства в Индии». Фактически, она уделяла основное внимание индийской системе родства, и ее вклад в эту область исследований остается великолепным. Эта книга дает сравнительную картину организации родства в четырех культурных зонах Индии, выделенных Карве — Северной, Центральной, Южной и Восточной. Среди других блестящих работ Карве — «Индусское общество: Интерпретация» (1968), «Семья в Индии» (1964) и «Наследование в матрилинейном королевском доме» (1960).
3. Джейн Аддамс (1860-1935)
Джейн Аддамс была американским социологом, социальным работником, реформатором, общественным администратором и активисткой движения за права поселений. Она стала пионером введения социологии как академической дисциплины в Соединенных Штатах. Аддамс сыграла важную роль в истории избирательного права женщин в Соединенных Штатах. В 1910 году Аддамс стала первой женщиной, получившей почетную степень магистра искусств в Йельском университете. В 1920 году она стала одним из основателей Американского союза гражданских свобод (ACLU). В 1930 году она была удостоена Нобелевской премии мира, став первой американской женщиной, получившей эту награду. Она также признана основателем социальной работы как профессии в США.
Она читала лекции в Чикагском университете. Она также была уставным членом Американского социологического общества. В статье, опубликованной в «Американском журнале социологии» в 1896 году, Аддамс сделала акцент на домашнем труде для решения проблемы бедственного положения женщин. Ее книги «Молодежь и городские улицы» (1909) и «Длинная дорога женской памяти» (19) основаны на опыте и воспоминаниях женщин-иммигранток первого поколения. Ее работы также были посвящены феминистской этике ухода за больными и общественному здоровью, связанному с матерями и детьми Америки. Она тесно сотрудничала с американскими философами и социологами Джоном Дьюи и Джорджем Гербертом Мидом по таким вопросам, как детский труд, права женщин и так далее. Среди ее известных работ — «Демократия и социальная этика» (1902), «Двадцать лет Халл-Хаус» (1910), «Новые идеалы мира» (1907) и др.
4. Марианна Вебер (1870-1954)
Марианна Вебер была немецким социологом и активисткой борьбы за права женщин. Она была женой Макса Вебера. Социология Вебера фокусировалась на женщинах в патриархальном обществе. Она бросила вызов доминирующим мужским институтам права, истории, религии и экономики в своих работах, которые в основном были посвящены опыту немецких женщин. Она бросила вызов патриархату, связанному с институтом брака. Ее книга «Жена и мать в развитии права» была полностью посвящена изучению и анализу брака. Среди других ее работ — «Профессия и брак» (1906), «Власть и автономия» (1912) и «Женщины и объективная культура» (1913).
5. Мирра Комаровски (1905-1999)
Мирра Комаровски была американским социологом и пионером в социологии гендера. Родилась в еврейской семье среднего класса, бежавшей из России в США после русской революции 1917 года, и получила степень магистра в Колумбийском университете. Она широко исследовала американские семьи, и ее работа была посвящена «культурному отставанию», когда женщинам отводится второстепенная роль. Она также была второй женщиной-президентом Американской социологической ассоциации.
В ее исследованиях особое внимание уделялось изменениям в жизни в ответ на феминистское движение. Среди ее выдающихся работ — «Досуг: A Suburban Study» (1934), «Безработный мужчина и его семья» (1940), который был выдающимся качественным исследованием пятидесяти девяти семей, «Брак синих воротничков» (1964), «Социология и государственная политика» (1975), «Дилеммы и мужественность» (1976) и «Женщины в колледже: Формирование новых фемининных идентичностей» (1985). Комаровская также считается первой женщиной-социологом, которая критически проанализировала роль женщин в обществе, а также перспективы и конструкции гендера.
6. Лила Дубе (1923-2012)
Лила Дубе была женой известного социолога Шьямы Чаран Дубе. Ее работы в основном были посвящены женщинам в Индии, и она стала предвестником введения женских исследований в основную социологию — она сыграла решающую роль в подготовке доклада «К равенству» Комитета по статусу женщин в Индии (1974), правительство Индии, который формально привел к включению женских исследований в индийскую академию через Комиссию университетских грантов (UGC). Она была одной из известных фигур Индийского социологического общества в 1970-х годах. Она также внесла значительный вклад в изучение сельского общества в Индии. Заслуживает внимания ее аргументация по поводу дебатов в журнале «Economic and Political Weekly» (182-86) о селективных абортах и насилии в отношении женщин.
Дубе работала в качестве приглашенного преподавателя в нескольких университетах. Ее наиболее известная книга «Видимость и власть: эссе о женщинах в обществе и развитии» (1986), которую она издала в соавторстве с Элеонорой Ликок и Ширли Арденер, представляет антропологический взгляд на женщин в контексте Ирана, Индии, Бразилии, Малайзии и Югославии. Ее книга «Антропологические исследования гендера: Интересные поля» (2001) является важной работой по феминистской антропологии в Индии. В автобиографическом эссе «Родство и гендер», опубликованном в 2000 году в «Economic and Political Weekly», Дубе описала ранние влияния своей жизни, которые определили ее творчество — ее рождение в семье маратхских браминов, щедрость ее матери, отражающая страдания, подчинение и угнетение женщин, и другие семейные политики, которые снова и снова загоняли женщин в угол. Ее докторская диссертация была посвящена трем женщинам из групп адиваси, жизнь которых она сравнивала с жизнью привилегированных женщин из высшей касты.
Среди других ее работ — «Матрилини и ислам: религия и общество в Лаккадивах» и «Женщины и родство: Сравнительные перспективы гендерной проблематики в Южной и Юго-Восточной Азии» (1997). В 2007 году она получила награду за жизненные достижения от Индийского социологического общества.
7. Нира Десаи (1925-2009)
Нира Десаи была одним из самых видных сторонников женских исследований в Индии. Она была исследователем, профессором, политическим активистом, академиком и социальным работником. Она возглавляла факультет социологии в Университете СНДТ, Мумбаи. Десаи отказалась от формального образования, поступив в колледж Элфинстоун в 1942 году, чтобы принять участие в индийском движении за свободу. Однако позже, в 1965 году, она защитила докторскую диссертацию по социологии. Она была замужем за Акшаем Раманлалом Десаи, другим выдающимся социологом своего поколения.
Она была одним из основателей Индийской ассоциации женских исследований и основала Исследовательский отдел женских исследований (IAWS) в 1975 году. Среди ее известных работ — «Женщина в современной Индии» (1957), «Становление феминистки» (1995) и «Прохождение через гендерные пространства: Insights from Women’s Narratives» (2002). Она также выступала против невидимости женщин в академических кругах. В 2005 году она была одной из тысячи женщин, номинированных на Нобелевскую премию мира.
8. Дороти Э. Смит (1926 — настоящее время)
Дороти Эдит Смит — канадский социолог, чьи исследования сосредоточены на феминистской теории, женских исследованиях, образовательных учреждениях и психологии. Она специализируется на социологии знания, методологии и исследованиях семьи. Она является основателем социологических субдисциплин институциональной этнографии и феминистской теории позиций, с помощью которых она развила марксистскую феминистскую социологию и бросила вызов институциональным иерархиям.
Находясь под влиянием таких ученых, как Карл Маркс и Альфред Шютц, ее исследование фокусируется на отчуждении с гендерной перспективой в капиталистическом обществе. В своей книге «Повседневный мир как проблематичный: Феминистская социология» она бросает вызов мужскому доминированию в известных институтах. Ее работа считается самым важным социологическим вмешательством в 20-м и 21-м веках. Она получила несколько наград от Американской социологической ассоциации, Канадской социологической ассоциации и так далее. Среди других ее работ — «Институциональная этнография: Социология для людей» (2005), которую предлагают считать современной классикой, «Написание социального: Критика, теория и исследования» (1999), «Концептуальные практики власти: Феминистская социология знания» (1999), «Феминизм и марксизм: Место для начала, путь для продвижения» (1977) и т.д.
9. Арли Рассел Хохшильд (1940 — настоящее время)
Арли Рассел Хохшильд — один из самых выдающихся современных американских социологов, которую прославили как основательницу нового направления в социологии — социологии эмоций. Она получила степень магистра и доктора философии по социологии в Калифорнийском университете, где преподает в настоящее время. Ее книга «Управляемое сердце: Коммерциализация человеческих чувств» (1983) посвящена коммодификации эмоций и утверждает, что они имеют меновую стоимость. Ее теория охватывает целый ряд эмоций, включая депрессию, гнев, разочарование, страх, вину, презрение, любовь, сострадание, стыд, смущение, ревность, зависть, горе, страдание и тревогу. Она подчеркнула важность коммерциализации чувств женщин и их анализа. Она ввела термин «эмоциональный труд». Она сказала:
«Я использую термин «эмоциональный труд» для обозначения управления чувствами для создания публично наблюдаемой демонстрации лица и тела; эмоциональный труд продается за зарплату и поэтому имеет меновую стоимость». (Hochschild, 1983)
Она утверждала, что рабочие места, требующие эмоционального труда, характеризуются тремя особенностями, а именно: разговор лицом к лицу и голос к голосу, создание или вызывание эмоционального состояния человека работником, с которым он взаимодействует, и свобода работодателя осуществлять контроль над эмоциональной деятельностью своих работников. Большинство из этих профессий требовали работников-женщин, изученных с позиции стюардесс, и их способности сочувствовать, доверять и заботиться. Она бросает вызов порабощению женщин, которое составляет важную часть эксплуатации и использования эмоционального труда, как на рабочих местах, так и дома. Она является одним из самых известных символических интеракционистов своего времени. Среди других ее известных работ — «Вторая смена: Работающие семьи и революция дома» (1989), «Слепое время: Когда работа становится домом, а дом — работой» (1997), «Глобальные женщины: Няни, горничные и секс-работники в новой экономике» (2003), «Аутсорсинг себя: интимная жизнь в рыночные времена» (2012) и «Чужаки на своей земле: Гнев и скорбь американских правых» (2016). Она является обладательницей нескольких почетных наград и премий.
10. Патриция Хилл Коллинз (1948 — настоящее время)
Патриция Хилл Коллинз — американский социолог, специализирующийся на гендерных, расовых и классовых проблемах. В настоящее время она преподает в Университете штата Мэриленд, Колледж Парк. Она также является бывшим президентом Американской социологической ассоциации и первой афроамериканкой, занявшей этот пост. Ее исследование посвящено социальному неравенству, распространенному в афроамериканском сообществе, с точки зрения гендера.
Когда Коллинз росла, ее окружали такие же дети, как она — дети домашней прислуги, рабочих и фабричных служащих. Позже, когда она стала единственной афроамериканкой из рабочего класса в своих школах, она стала более тихой и визуально молчаливой из-за ежедневных нападок. В 1970 году она получила степень магистра в Гарвардском университете, а в 1984 году — степень доктора социологии в Брандейсе. Известность к ней пришла после публикации в 1990 году ее книги «Черная феминистская мысль». В этой книге она бросила вызов интересам белых мужчин в области социологии. Она разработала эпистемологическую структуру, опираясь на голоса черных женщин из всех слоев общества.
Несмотря на такой вклад, печально, что эти женщины-социологи затерялись на страницах истории социологии, которая лишь доказывает, что социология мейнстрима эквивалентна социологии «мужского потока». Однако будущее зависит от нас, и мы должны попытаться изменить ситуацию.