6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Книга Жемчужина.

Святой Франциск Ассизский.1182-1226.


           КО ВСЕМ ЩЕДРАЯ РУКА. СВЯТОЙ ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ.
 
                                                             

Ко всем щедрая рука


 

           

Когда  он  увидел толпу бедняков, просящих милостыню  -   сразу   высыпал им весь свой кошелек.

 

                         "ГОСПОЖА МОЯ БЕДНОСТЬ"

Святой Франциск Ассизский,1182- 1226.

 

                                       

 
Автор:  францисканец о. Дариуш Харасимович. Монастырь св. Антония Чудотворца в Санкт-Петербурге.
 
 
                 
                                      Святой Франциск Ассизский – покровитель бедных.
 
"Жизнь Франциска не только всецело посвящается службе бедным и больным, но он целует прокаженных, обнимает их, пребывает с ними. И это, как он сам говорит, сладостно для него”.
 
 
Святой Франциск Ассизский является одним из наиболее известных  святых Западной Церкви. Его часто почитают также христиане  восточной Церкви, а не редко можно встретить глубокое почитание   со стороны мусульман и буддистов. Почему люди разных культур узнают  во Франциске кого- то близкого? Родного?
 Ответ находим в глубочайшем даре, который он получил от Всевышнего: умении распознавать Господа в Творении. Прежде всего, в человеке.
Франциск родился в 1180 (1181г.) в городе Ассизи в центральной части современной Италии. Он был сыном богатого купца Петро Бернардоне и француженки Пики.
Как большинство семей в той части Европы, его семья была традиционно католическая.
В юности Франциск мечтал о рыцарской славе  и о том, чтобы оставить после себя светлый след в жизни. Он был по природе благородным человеком. Его отличало особое милосердие к больным и бедным, но это не сравнить с тем, что потом стало происходить в его жизни – когда он всецело отдал себя в их руки, если можно так сказать.
Что произошло? Почему юный житель Ассизи, сын купца, любимец молодёжи преобразился в бедняка, служившего другим беднякам и стал основателем самого крупного Ордена францисканцев, который существует с успехом по сегодняшний день?
Ответ довольно простой, если посмотрим на него с верой. Франциск встречает на своём жизненном пути (в ответ на свои поиски смысла жизни и вопросы) Христа.
Он разделяет судьбу своих предшественников, которых постигло когда-то   то же  – встреча с Воскресшим, присутствующим в мире человека, Христом. Богом, ставшим Человеком.
Наступает качественный “скачок” в отношении Франциска к другому человеку.
Если до обращения (отныне так стоит называть момент его встречи со Христом) в столкновении с больными и бедными он руководствовался прежде всего милосердием, сочувствием или жалостью, проявляя благородство, то после обращения его мотивация служения таким людям кардинально меняется.
Естественное и условное  пусть и благородное) переходит в сверхъестественное и беспредельно героическое.
Новая мотивация жизни для бедных –  богословская: Франциск в бедных и больных видит Христа. Служит Христу. Любит Христа. Распознаёт Христа. Это величайший дар Духа Святого. Основа жизни христианской.
Церковь это всегда проповедует, но далеко не всем её детям так ясно было дано это понять и пережить, как Франциску Бернордоне.
Поэтому нельзя понять подвига Святого Франциска без этого измерения. Без перспективы веры.
Отныне – после встречи с Господом (это происходит в полуразрушенном храме Сан Дамиано недалеко от Ассизи) жизнь Франциска не только всецело посвящается службе бедным и больным, но он целует прокаженных, обнимает их, пребывает с ними.
И это, как он сам говорит, сладостно для него.
 
 
                            Дорога в церковь Сан -Франческо в Ассизи.
 
Движущей силой его действий является любовь Христа. Христа ставшего Человеком, Бедного в яслях Вифлеемских и уничиженного добровольно на Кресте ради спасения человека.
Воскресшего и победившего ненависть. Франциск  служение бедным понимает, как своё служение Христу, как ответ на Его любовь.
Служение стало Проповедью в его жизни. Он жаждал, чтобы все узнали великую любовь Бога – униженного Царя.
И этим резко отличается этот человек, этот святой от естественных, благородных инициатив в области благотворительности и дел милосердия, придавая этим инициативам самый глубокий смысл и измерение.
Очень хорошо заметил это Папа Франциск, приняв для своего служения Церкви и для людей в качестве покровителя именно Св. Франциска из Ассизи. В наше время мир так нуждается не столько в справедливости,  милосердии,  согласии, в примирении,  не столько в экономических успехах, но в возвращении к основным ценностям, основу которым дало христианство.
Этот выбор очень характерен. Выбор жизни святого из Ассизи Франциска.
В монастыре св. Антония Чудотворца в Санкт-Петербурге каждый день в 15. 00 , кроме выходных,  в нуждающимся предлагается  горячий чай, иногда суп и бутерброды
Индивидуальная помощь людям оказывается в любое время.
В мире братья- францисканцы опекают приюты, ведут светлицы для детей из малоимущих семей, помогают людям,  попавшим в зависимости.
 
 
Церковь  в Ассизи.
 
 
“…Жаворонки, небесные птицы, любящие свет и боящиеся сумерек ночи, слетелись в огромном множестве в тот самый час, когда умер святой муж, хотя близились уже ночь и сумерки. Они уселись на крышу дома и кружились вокруг с каким-то праздничным оживлением, явившись к людям с очевидным и радостным свидетельством прославления святого, который при жизни не раз призывал их воздавать славу Господу".
 
 
 
                                          Канонизация
 
16 июля 1228 года. Папа Григорий IX, который был лично знаком с Франциском, торжественно причислил его к лику святых.
 
Внешний облик:
“Человек красноречивейший, с улыбкой на устах, с ласковым взглядом, не ведающий лени, избавленный от прихотей. Он был среднего роста, скорее даже невысок, голова тоже была умеренной величины, округла, лицо
слегка вытянутое и длинное, лоб гладкий и небольшой, глаза небольшие, черные и чистые, волосы темные, брови прямые, нос ровный, прямой и изящный, уши приподнятые, но небольшие, виски впалые, кроткий язык огненный и отточенный, голос мощный и сладостный, ясный и звучный, зубы ровные, белые, плотным рядом, губы небольшие и тонко очерченные, бородка черная, не густо заросшая волосом, шея тонкая, плечипрямые, руки короткие, кисти нежные, пальцы длинные, ногти вытянутые, лодыжки узкие, ноги небольшие, кожа почти прозрачная, тело иссохшее, одежда жесткая, сон наикратчайший, рука ко всем щедрая.” (XXIX, 83)[6]
 
 
_______________________________________________________________________________
Российская францисканская община
 
Когда поют птицы – болезни уходят | Крамола
 Друг Святого Франциска.
 
 
Молитва Святого Франциска Ассизского
 
 
 Господи, сделай меня орудием Твоего мира.
Там, где ненависть, дай мне сеять любовь;
Там, где обида – прощение;
Там, где сомнение – веру;
Там, где отчаяние – надежду;
Там, где тьма – свет;
И там, где печаль – радость.
О, небесный Владыка, даруй мне не столь стремиться
Быть утешенным, как утешать,
Быть понятым, как понимать,
Быть любимым, как любить.
Ибо в даянии мы приобретаем,
В прощении нам прощается
И в умирании мы рождаемся к вечной жизни.
                                                    
 
 
                                  О СВЯТОЙ ЛЮБВИ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ
 
 Друзья святого Франциска.
 
 
"Святой усматривал во всей природе и всём, что она содержит, отражение ее Создателя, и именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими «братьями» и «сестрами». Только землю он называл сестрой-матерью. Ко всем существам он обращался, как к своим близким родственникам.
Родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом или сестрой? — Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Расширение этой концепции вплоть до включения в нее всего сущего и стало проявлением оригинальности и прозорливости святого из Ассизи. Его уважение к животным привело его к принципиальному отказу убивать их, хотя строгим вегетарианцем он не был. Франциск выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них и, по возможности, выпускал их на волю.
 
Так он спас нескольких диких голубей, которых несли продавать на рынок, а однажды воскликнул: «Если бы я только мог предстать перед императором, я бы умолял его, ради любви к Богу и ко мне, издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков». Сокол добровольно служил ему как будильник. Франциск уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он ощущал себя сопричастным всякой без исключения твари. Одно из народных преданий повествует о том, как святой Франциск уговорил селян кормить разорявшего их стада волка (вместо того, чтобы убить его), предварительно взяв с того клятву не красть овец. Он просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества.
 
За семь веков до Альберта Швейцера святой Франциск убирал червяков с дороги, дабы они не попали случайно под чей-то сапог или колесо. В любой из живых форм он прозревал элемент святости. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких растений, дабы «красота цветов могла возвещать о возможностях Отца всех существ», по-своему предвосхищая идею современных заказников дикой природы.
 
Франциск был твердо убежден, что природа имеет ценность сама в себе, а не только в силу ее «полезности» для человека: ведь и она тоже сотворена Богом и возлюблена Им. Таким образом он предварил краеугольный принцип экологической этики, разрабатываемой современными экофилософами. Святой не позволял рубить деревья в лесу, ибо всякое дерево — символ того, на котором был распят Сын Божий.
 
По мнению святого, отношения человека с природой должны носить характер взаимодополнения, взаимозависимости. Природа значима не только благодаря своей «нужности» человеку, но, прежде всего, благодаря многочисленным формам благожелательного присутствия в ней Бога. Отсюда — и наложенная на человека обязанность любовного отношения к окружающей среде, заботы о ней.
 
Франциск Ассизский подчеркивал присутствие Бога в разнообразии всего сущего, как и в радости, возбуждаемой фактом этого присутствия в душе человека, в желании человеческого сердца прославлять великое дело Божия творения, в котором единство не поглощает множественности существ, но щедрость Господа проявляет себя в их индивидуальности".
 
 
"Весь мир, со всеми его живыми существами и стихиями, обратился для Франциска в одну большую любящую семью, имеющую одного Отца и единодушную в любви к Нему. Из этого мироощущения излилась великая поэтическая «Хвала» Господу и всему творению Его во главе с "господином братом солнышком".
 
Источник:
Сибирская католическая газета.
 
                      
 Друзья св.Франциска.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.