6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Жемчужина

Размышление


 

"Его трагедия была в том, что, когда он пытался вступить в род человеческий, не было там рода человеческого" У.Фолкнер.
 
                         
Благотворительность - оказание добровольной, безвозмездной, бескорыстной помощи человека - человеку, имеет духовную основу. Будущее благотворительности  зависит от того, по какому пути развития пойдет человечество. Ибо «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя»(К Галатам, 5-14).
Если человек не будет исполнять христианские заповеди любви к Богу и ближнему, на которых «утверждается весь закон и пророки» (от Матфея, 22-40), он придет к печальному финалу. Вызовом Человечеству является  технократизация общества, замена реальности  ее виртуальной подделкой. И благотворительность, в случае выбора подделки умрет, превратится из зеленеющего  прекрасного  плодоносящего дерева  в засохший  муляж.
"Главное препятствие, которое стоит на пути воспитания сердца, — это наш страх перед страданием, перед душевной болью, перед духовной трагедией. Мы боимся страдания, и поэтому мы свое сердце суживаем и защищаем. Мы боимся смотреть и видеть; мы боимся слушать и услышать; мы боимся видеть человека в его страдании и слышать крик его души. И поэтому мы закрываемся. И, закрываясь, мы делаемся все уже и уже, и делаемся пленниками этой нашей закрытости.Мы должны  научиться так смотреть друг на друга как на самое драгоценное, что есть на свете", - предупреждал митрополит Антоний Сурожский. Ему вторил  гениальный режиссер Андрей Тарковский. Кибернетик Снаут в фильме Солярис говорит: 
 - Наука? — Чепуха!… В этой ситуации одинаково беспомощны и посредственность и гениальность… Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать никакой Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало… Мы бьёмся над контактом и никогда не найдём его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек! 
 
Смертельная духовная болезнь.
 
Человек «суживает» по выражению митрополита Антония Сурожского  свое сердце и, действуя под именем закона, часто совершает  античеловеческие поступки.Закон становится выше человечности и его слепое исполнение приводит к равнодушию.
 В Библии сказано об опасности стать равнодушным или теплохладным. Писатель Бруно Ясенский в неоконченном романе «Заговор Равнодушных» написал  «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
«Горя то, горя сколько вокруг! Белого света не видно. Право, о собственном горе своем, думать становится стыдно» старец о.Иоанн Миронов в книге  «Почему наши молитвы не доходят до Бога»  так отвечает на вопрос как не стать безразличным к людям.  Надо   помогать даже незнакомым людям, как  своим  братьям и сестрам.  Господь, в Иерусалиме, Галилее, в пустынях, в горах - везде, относился с любовью и состраданием к людям. Воскрешал,  благословлял, помогал, исцелял, насыщал. 
Давайте еще раз окунемся в тишину Гефсиманской ночи:
«Уедешь и вдали сквозь расстояние Увидишь как в саду, покрытом мглой,Господь просил о сопереживании:«Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной.» Св. Гефсимания. Ин. Нектария.
А как трогателен рассказ о том,  как Господь «прослезился», получив известие о смерти  Друга Лазаря! А помните, как Господь  омывает ноги своим ученикам?
.
 «Святая глава обагрена кровью тернового венца, по ней били палками, чтобы умертвить мозг, указавший миру путь спасения. Прибиты ржавыми гвоздями руки, так много творившие добра и чудес. Зачем? За что? Затем, чтобы не творили больше чудес. Прибиты гвоздями стопы Спасителя и Мессии. Зачем? За что? Затем, чтобы не ходили больше по водам Галилейского моря и не спешили на помощь всем просившим о ней... За что было пронзено сердце Иисусово? Не за то ли, что оно было полно божественной любви…», написал святитель Лука Войно-Ясенецкий.
 
                             
 
Картинки по запросу Милостыня
 
Бог является главным попечителем, и защитником всех брошенных, оставленных, несчастных детей на земле вне зависимости от их национальности, вероисповедания, социального положения, вне зависимости ни от чего. И решать политические вопросы за счет положения детей - тяжелый  грех.Также   благотворительность не может быть «профессиональной», связанной с деятельностью  PR - служб, с немалым количеством  высокооплачиваемых сотрудников.  Это смерть и разрушение для нее, так как пропадет главное, что отличает именно эту  сферу человеческой  деятельности от бизнеса, пусть даже  с добрым  «человеческим лицом»: исчезнет простота, бескорыстие, прямодушие, чистота сердца и внутренних помышлений человеческих. Извлечение выгоды и благотворительность  - несовместимы друг с другом, как волк и, к примеру, не может чувствовать себя добрым с ягненком. Два разных полюса на земном шаре.
Многие НКО, являясь, по сути,  монополистами в определенных областях, ворочают огромными финансами, пытаясь по непонятной причине подменить государство  в исполнении его прямого  долга перед гражданами - проведении четкой, прозрачной и эффективной социальной  политики.  Самое страшное, что довелось услышать на одной из конференций, собравшей в городе на Неве представителей НКО и чиновников: Скажите государству, что мы хорошие.
Тогда как по мнение одного из руководителей движения ГРИНПИС «НКО должны работать на собственную ненужность». Что это значит? НКО часто подменяют собой работу государственных организаций. Получая  часто миллионную государственную поддержку в виде грантов,  НКО в этих случаях безбедно живут и даже  процветают. Расцвет многих НКО -  точный маркер  того, что проблемы часто не решаются на государственном уровне, поэтому поток посетителей увеличивается, объем работы растет, денежные средства успешно привлекаются даже  от самых разных источников.
В чем же  смысл существования независим  благотворительных организаций? Вспоминаются слова А.П.Чехова:
 «Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то
детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и всё обстоит благополучно».
Вот таким человеком с молоточком и являются независимые  благотворительные организации.
Благотворительность – это изменение человека в лучшую сторону. Почему же так трудно многим людям расстаться с  животным эгоизмом и пассивностью? Одна из причин  жажда денег и богатства. В этом случае включается процесс саморазрушения. О  влиянии денег на душу человека размышлял богатейший  русский золотопромышленник, известнейший благотворитель, а затем принявший постриг на Афоне монах  Иннокентий Сибиряков:
« Как человек пуст в своей жизни, как ничтожны все его потребности, обусловленные  одной наживой. Как жадно все человечество в своем  стремлении к богатству…Но что оно нам приносит? Одно грустное разочарование. Вот я – миллионер, мое «счастье» должно быть вполне закончено. Но счастлив ли я? Нет. Все мое богатство, в сравнении с тем, что жаждет душа моя, есть ничто, пыль, прах …   А между тем все человечество стремится  именно к достижению богатства… При помощи  своих денег я видел мир Божий..- но что из всего этого прибавило к моему собственному счастью жизни? Ровно ничего. Та же пустота в сердце, то же сознание неудовлетворенности, то же томление духа».
 
 

                               Деньги - тьфу!

 
Деньги не имеют прямого отношения к благотворительности. Это одно из средств. Если во главу угла ставятся деньги, то это называется откуп. Перечитаем Евангелие.  Закхей, начальник Мытарей, был  человек богатый. Принимая  в своем доме Господа, он сказал: «Господи! Половину имения  моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».Евангелие  от Луки.  Поэтому впереди всех добрых дел идет покаянное чувство.
Когда помощь оказывается не  от чистого сердца, она наполняет  псевдо благотворителя гордостью и самомнением. Совершенно незаслуженно, он считает себя выше того, кому оказывается поддержка. А ведь это не всегда так. Кроме того, сам просящий нередко  поддается соблазну и вместо того, чтобы решать свои собственные проблемы самостоятельно и твердо, надеется  на то, что благотворительная помощь будет оказываться ему постоянно. 
Видимо,  здесь речь может идти о борьбе  зла  за влияние  его на души людей.  
Размышляя  об отсутствии милосердия во времена «ледникового периода» ( А.Солженицын),  Даниил Гранин писал: «Милосердие изничтожалось не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает… Его сделали запретным и для искусства. Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. Тридцатые годы, сороковые – понятие это исчезло из нашего лексикона. Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье».
 

 

                         Святые благотворители.

Существует немало свидетельств о том, какой любовью наполнены сердца людей, живших на  земле, как на небе. Осужденный Старец о.Иоанн Крестьянкин. Отрывок из письма духовным детям: « … А в знак  взаимной моей искренней любви к вам прошу принять  от меня, недостойного, мои убогие дары - баночку лесной брусники и бидончик с вареньем из лесной малины. Все приготовлено лично мной и послужит вам в утешение. Хотя оно и не очень высококачественное, но зато приготовлено с большим усердием и в условиях необычной жизни. Кушайте на здоровье и за все благодарите Бога, милующего и утешающего нас, грешных» ОЛП  № 1«Гаврилова поляна».
 
Птичья столовая.
Свидетельство про старца о. Николая Гурьянова: «Двор скромного батюшкиного домика - кельи был словно иллюстрацией к первым главам книги Бытия: каштаны, кипарисы и другие деревья, множество голубей на ветках и крыше, сидят плотно, как куры на насесте. Тут же воробьи и прочие мелкие пташки. А рядом с курами мирно прогуливаются кошки и собачка. И всех батюшка старается приголубить, угостить. У батюшки двадцать восемь лет прожила кошечка Липушка, совсем «очеловечилась». Однажды ворону кто-то подбил камнем, так батюшка ее выходил, вылечил, и она стала совсем ручной. Каждое утро потом встречала батюшку, каркала, хлопала крыльями - здоровалась. И все кругом - и деревца, и цветы - все на острове жило батюшкиной заботой. Пчелки, мошки, жучки - все ему было не чужим. Комара даже не обидит. Все творение было батюшке по сердцу. Он всегда внимательно смотрел, чтобы ни цветок, не деревце не повредили» Люди Божии. Протоиерей Николай Гурьянов.
Есть интересная история о том, что произошло на Святой Горе. В конце XIX – начале XX века в русском  Свято-Пантелеймонове монастыре на Афоне, раздавали  монастырские  лепешки - череки  бедным инокам и странникам. В  1903 г поступило распоряжение из столицы Афона Кареи  о запрете раздачи лепешек. Инок Гавриил снял на фото последнюю раздачу. На ней все увидели монахиню, возможно, саму Богородицу. У ворот обители монахи повесили каменную плиту, на которой запечатлено увеличенное изображение  фотографии. «Православный паломник» – официальное издание паломнического центра Московского патриархата.
 

                                   Босоногие батюшки.

о. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. В  Париже  называли  «босоногий батюшка». Поскольку он постоянно дарил бедным свою обувь. Вот еще воспоминания о нем.
Епископ Николай (Велимирович):В течение двух лет жизни в Нью-Йорке,  он получал менее 40 долларов в месяц. Это было все его содержание. Люди, правда, из уважения к нему приносили ему дары в виде еды и одежды, что он тотчас же раздавал другим. Одной зимой я совершал с ним службу в русской церкви на Бронксе. Затем он проводил меня на улицу. (Владыка) имел на себе легкую рясу из тонкого китайского шелка.— Хорошая у тебя ряса, брат Иоанн, и хорошо на тебе сидит, — сказал я ему, между прочим. Как только я это произнес, он начал снимать рясу, чтобы ее отдать. Я удивился и убежал. Эта ряса — дар ему от кого-то и воспоминание о Шанхае. Таков он — и только он»
о.Иоанн Кронштадтский, в начале своей деятельности, обходя бедные жилища, часто возвращался домой без обуви.  И вся его жизнь от начала и до последних своих дней, до литургии, которую он шепотом отслужил, была наполнена делами благотворительности и помощи людям  - и молитвенной и материальной.
Святитель Спиридон Тримифунтский однажды подарил двум воришкам, забравшимся к нему в овчарню, по овечке за то, что они, связанные по рукам и ногам невидимой силой, провели ночь без сна. И. после краткого вразумления, благодушно отпустил их.
Правда,  главной  задачей духовных лиц во всем мире является  молитвенная помощь. «Монахи не просто фонарики, которые светят на улицах городов,  чтобы люди не спотыкались, а удаленные маяки на скалах, направляющие своими вспышками корабли мира, благодаря которым корабли находят путь из пучины морской и достигают своей цели». Старец Паисий Святогорец. Письма..Однако, нам никто не мешает следовать их примеру, кто как может. Господь одобряет даже намерение любящего сердца и всегда поддержит сострадательного к другим человека.
 
Конечно, благотворительность никогда не умирала и в советское время. Она ярко проявляясь  во времена испытаний. Даниил Гранин рассказал  о блокадном Ленинграде: «Несколько раз меня посылали с фронта в штаб, и я бывал в городе. Тогда я увидел, как изменилась человеческая сущность блокадника. Главным героем в городе оказался «кто-то», «безымянный прохожий», который пытался поднять ослабшего, упавшего на землю дистрофика, отвести его — были такие пункты, там поили кипятком, ничего другого не было, — давали кружку кипятка. И это часто спасало людей. Это было проснувшееся в людях сострадание. Этот «кто-то» — один из важнейших, а может быть, самый важный герой блокадной жизни».
 

            "Перестройка, перестрелка, перекличка",  старец Иоанн (Крестьянкин).

 Кончилось, по словам монахини Маргариты «царство Хамово». Она, последняя из дивеевских сестер, стояла у входа в храм с со свечей, встречая мощи святого Серафима Саровского, переносимые в Дивеево. (Несвятые святые, Тихон Шевкунов). Вместе с этой  свечей, вспыхнули и тысячи других. Люди, переживший 70-летний «ледниковый период» воспряли духом, стали смотреть в будущее с надеждами на перемены.
Первой постсоветской благотворительной организацией  на берегах Невы стало  Общество с символичным названием «Общество Милосердие. Ленинград. Одним из инициаторов создания такого Общества стал Даниил Гранин, человек, вошедший в историю современной пост советской благотворительности. Участники Общества Милосердия  раздавали необходимую растерявшимся, часто оставшимся без куска хлеба людям, среди них были и одинокие блокадники,  гуманитарную помощь, была открыта бесплатная столовая, и также Школа волонтеров.
Деньги и власть.
 «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества.  С одной стороны, будут воздвигать кресты, и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского собора пойдет крестный ход в Александро-Невскую Лавру".

                   Грозное предзнаменование:

                       Коммерциализация благотворительного движения.

«И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. А какие добрые дела? Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно. Ах, эти ужасные полведра! Сегодня толстый помещик тащит мужиков к земскому начальнику за потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат ура, и пьяные кланяются ему в ноги. Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое…».А.П.Чехов.
 
             
                                 К.Нигматуллина                  
 

                             Сколько стоит слеза ребенка.

                        Статья.

 

 
"Есть мнение, что общественные организации при всей чистоте их целей – найти ребенку семью, подарить сироте внимание и тепло, а также помочь финансово – по сути, провоцируют общество к поддержанию существующего порядка. Зачем заботиться о ребенке, когда можно сдать его в детский дом, куда добрый дядя потом принесет игрушку, если государство забудет сделать это?.. На деле эти организации должны работать на то, чтобы сделать собственное существование ненужным обществу. А выходит наоборот. Они пропагандируют благотворительность (пока не очень успешно, ведь делами милосердия по-прежнему занимаются только очень фанатичные люди, а не все общество в целом), но не борьбу с корнями социального зла. Хочется надеяться, что все-таки журналисты ближе к последней цели. В то же время волонтеры от общества свято верят в то, что средства массовой информации – лишь инструмент в руках социума, с помощью которого можно распространять любые идеи, когда это потребует необходимость. Хочется добавить – «и партия». В худшем же случае газету представляют как место для бесплатных объявлений или текстов рекламного характера. Эти стереотипы прочно сидят в головах руководителей организаций, которые, проще говоря, служат проводниками денег от благотворителей к детям. Кто-то возразит мне: но ведь есть и грамотные люди! Конечно, есть, как есть еще множество хороших журналистов, которые пишут о детях не только с целью «вышибить слезу». Хотя что плохого в том, если человек задумался о социальных проблемах, прочитав даже слегка гипертрофированные выводы?.. Разве те же благотворительные организации не занимаются ежедневно вышибанием слезы? Но делу слезы не помогут, а если что и вышибать, так это стереотипы из людских голов, заменившие конструктивное мышление.
Одна из таких установок подразумевает, что от социальных проблем можно откупиться. Если ты бомж – вот тебе квартира, пропивай ее снова. Если ты пенсионер и тебе не хватает на жизнь – вот тебе 1000 рублей и открытка к 9 Мая. Если ты брошенный ребенок – жуй шоколадку и писай в памперс. От этой простой логики социальные беды только пуще множатся. Оттого просто фантастически здравыми выглядят инициативы, например, православного центра «Жизнь», который работает с девочками в школах, с девушками в женских консультациях, предотвращая возможные неверные шаги. Вы скажете, что корни социального зла неистребимы, а потому даже маленькая шоколадка скрасит брошенному ребенку жизнь. Возможно. А может, и не скрасит. Если он почувствует, что это просто откуп.
Вот в Петербурге появилась новая акция «Даешь десятку!». Теперь в отдельных платежных терминалах можно положить 10 рублей на счет одной из шести благотворительных организаций. Это очень удобно для людей, которые часто оплачивают мобильные телефоны через терминалы и хотели бы сделать какой-то вклад в благотворительность. Мне акция нравится, но во всем этом чувствуется бегство от реальности. С миру по нитке, нищему на рубаху – этот закон работал всегда. Но в отношениях с банкоматом непонятно, какому именно нищему. Еще один стереотип – рука дающего… в кризис да оскудеет. Наша помощь обычно строится на излишках доходов, на «сдаче», как в случае с проектом «Даешь десятку!». А вот в отдельных неканонических христианских течениях до сих пор принято отдавать десятину на церковь независимо от доходов. И когда приверженцы этих религиозных групп примыкают к официальным конфессиям, то продолжают следовать этой традиции как чему-то само собой разумеющемуся. Отдавать безвозмездно, без учета налоговых льгот, будущего спасения души, чего бы ты ни было еще – самое трудное, но, по-моему, самое верное направление мысли. Благотворительные же организации приучают своих благодетелей к отчетности по мероприятиям, к безудержному пиетету со стороны общества, к мыслям о собственной значимости. И мало кто сознает, что Бог дал – Бог и возьмет. Благотворительная деятельность в России устремилась к рыночным отношениям и правилам. И как журналист, я не могу поддерживать подобные устремления. Не могу идти на поводу у пиар-служб благотворительных организаций. Не могу соглашаться с политикой откупа. Не могу замалчивать факты в угоду кому-либо. Не могу получать деньги как за «слезовышибательные» тексты, так и за радужно оптимистические отчеты о деятельности той или иной организации. Я не вижу тех людей, которые вдруг стали счастливы от всей этой гигантской махины благотворительных потуг. Слишком дешево нынче оценивается слеза, не только ребенка – любого человека. Хочется надеяться, что только что созданный социальный пресс-клуб поможет понять эти простые вещи как журналистам, так и благотворителям"
Камилла Нигматуллина, обозреватель отдела социальных проблем. «Невское время» 2009 год.
 
 
Мошенничество.
- Мошенники используют свои схемы, создают впечатление, например, что детская онкология – это не бесплатно, что врачам необходимо за все платить.  Однако, это не так. Основное финансирование поступает  со стороны государства. Мошенникам не интересно решать проблемы,  им интереснее их создавать. И, даже есть такие случаи: на одном известном  сайте указан номер банковской карточки и идет сбор денег, а родители ребенка даже не знают об этом. Благотворительность – это часть  общества, где  много мошенников всех мастей.   Нельзя замалчивать  мошенничество.   Но и нельзя подавать материал в СМИ так, чтобы в итоге, вся  благотворительность, помощь людям  -  были  поставлены   под сомнение. Наши врачи – детские онкологи  в Санкт-Петербурге… Извините, но я за них порву всех. Потому что я знаю, что они часто сами идут в аптеку и за свои деньги покупают детям лекарства. Наверное,  как и всегда, речь должна идти о личной ответственности человека.
К.Киселева: исп. директор РОО «Дети и родители против рака» ( Санкт-Петербург).
 
 

Огосударствление, или скажите, что мы хорошие...

Многие НКО, являясь, по сути,  монополистами в определенных областях, ворочают огромными финансами, миллионами рублей,  пытаясь по непонятной причине подменить государство  в исполнении его прямого  долга перед  гражданским обществом - проведении четкой, прозрачной и эффективной социальной  политики. Есть она такая или нет? Скорее - нет, чем есть. Самое страшное, что довелось услышать на одной из конференций, собравшей в городе на Неве представителей НКО и чиновников: Скажите государству, что мы хорошие.
Тогда как по мнение одного из руководителей движения ГРИНПИС «НКО должны работать на собственную ненужность». Что это значит? Только то, что НКО часто подменяют собой работу государственных организаций. Получая немалую государственную поддержку в виде грантов. НКО процветают, социальные проблем не решаются. Расцвет многих НКО - внешне успешная деятельность - может быть показателем того, что проблемы  не решаются и поэтому поток посетителей увеличивается. Это относится как к  решению глобальных проблем мегаполисов  - например - бездомности, и более узких.
 
Голос совести
«Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то
детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз.Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и всё обстоит благополучно»

        На горе людей нельзя наживаться.

Благотворительность не может быть «профессиональной» -   и прежде всего связанной с  деятельностью, так называемых  PR - служб, с высоко оплачиваемыми  сотрудниками, «встроенными»  в государственную систему стандартов. Это смерть и разрушение для нее, так как пропадет главное, что отличает именно эту  сферу человеческой  деятельности от бизнеса, пусть даже  с добрым  «человеческим лицом»: исчезнет простота, бескорыстие, прямодушие, чистота сердца и внутренних помышлений человеческих. Извлечение выгоды и благотворительность  - несовместимы друг с другом, как волк и, к примеру, не может чувствовать себя добрым с ягненком. Два разных полюса на земном шаре.
Золотое молчание
Следуя  лучшим традициям  мировой благотворительности о своем вкладе принято умалчивать. Перелистаем страницы нашей истории.  Патриотизм многих богатых промышленников впечатлял. На щедрые пожертвования строились больницы, приюты, ночлежные дома, пополнялись сельские библиотеки и так далее. Ярчайший пример: Ярославское благотворительное общество, активно действовавшее  в Санкт-Петербурге. Общество объединяло успешных предпринимателей  Ярославской губернии и всей России. В нем состояли  о. Иоанн Кронштадтский и богатейший  мехоторговец, прославленный затем в лике святых  Серафим Вырицкий. Щедрые пожертвования вносились  анонимно.
С другой стороны, важно развитие социальной журналистики, необходимо  больше  рассказывать о добрых делах, о милосердии. Ведь «К сожалению, добро очень часто порознь и припаздывает, а зло мощно консолидируется и упреждает события, и от этого возникает трагедия". Г.Тараторкин.Поэтому так важно развитие социальной журналистики, позитивных аналитических материалах о работе НКо и о делах милосердия. Пусть журналист делает свое дело. а благотворитель - свое. Молча.
 
История
 

                                    Как приходили в благотворительность.  90-годы.

 

С 1997 года Общественный благотворительный фонд возглавляет многодетная  приемная мама  Марина Юрьевна Левина.
 - В 90-х годах мы с мужем работали в школе – я была учителем русского языка и литературы.Дом ребенка находился рядом с большим садом, в котором мы с дочкой гуляли.  Однажды,  мне пришлось зайти в этот Дом, чтобы поговорить с мамой одного из моих учеников, сотрудницей Дома Ребенка.ак сейчас помню, был вечер, и руководство  уже ушло домой.  Мама моего ученика предложила осмотреть Дом Ребенка.  Я согласилась. - Я увидела страдающих детей,  одиноких в своем горе. Я поняла, что у детей с инвалидностью из этого Дома Ребенка мало шансов обрести любящую их семью.  Просто  – выжить.После этого  что-то перевернулось во мне. Благодаря  передачам Марины Федоровой – журналиста петербургского радио, а также программе «Пятое колесо» удалось собрать группу родителей, также не равнодушных к  судьбам детей – сирот.Мы стали волонтерами.  Посещали больницы, где  на «социальных койках» месяцами  лежали  дети - сироты, и с инвалидностью и без инвалидности.  Также там были дети, которые попали в больницу в результате кризисных ситуаций. В  больницах находились дети, остро переживающие горе и это, несомненно, ухудшало их состояние, и, возможно,  это  состояние  расценивалось  как глубокая умственная  отсталость, серьезная задержка психического развития. Эти задержки были бы сильно компенсированы или исчезли вовсе, если бы они попали в любящую их семью, обрели бы родителей, которые ими бы занимались. Все-таки, многое начинается с примера родителей, и моя дорога была проложена благодаря их отношению к людям.
Ребенок, которого кормили все мамы. Продолжение
"Одна из моих знакомых находилась в больнице, где лежали и оставленные мамой дети.Неизвестно что случилось с мамой, может, она была не очень здорова. Но мама  ушла и оставила трех детей дошкольного возраста одних в пустой квартире. Ее не было неделю. Младшие дети спасли новорожденного – они поили его водой. В конце концов, они просто встали в оконном проеме, где их увидели люди. Приехали пожарные и детей сняли с окна.Все они попали в больницу. У самого маленького шестимесячного младенца  была крайняя степень истощения. Он уже не усваивал пищу: него было мало шансов выжить. Одна из мам, находящаяся в этой больнице, начала его кормить своим грудным молоком.На тот момент в нашей команде волонтеров было еще несколько кормящих мам и мы ходили к этому малышу и кормили его своим грудным молоком.Ребенок выжил.Ни одной из наших мам не удалось его взять даже под опеку. Тогда были другие законы. Через много лет мы узнали, что он находится в коррекционном Детском Доме, а что стало с его братом  и сестрой – неизвестно".
 
 
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.