6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Жемчужина

Страница шестая


                                         Основание хосписов для взрослых в Санкт-Петербурге.
 

 "Хосписное служение подобно молитве Христа в Гефсиманском саду",


 основоположник первого хосписа в России онкопсихолог Андрей Владимирович Гнездилов: "Когда мы открывались, хоспис для нас значил очень многое. Основой было Евангелие, когда Христос молился в Гефсиманском саду, Он просил Своих учеников не спать. Они обещали, что глаз не закроют, но тут же засыпали. Трижды Спаситель обращался к ним, они обещали, но трижды нарушали слово. Этот крик о помощи Самого Творца, создавшего человека и искупающего его, сюжет, необычайно сильный по эмоциональному впечатлению.

Хоспис рассматривался как просьба Спасителя, обращенная к людям: «Не спите!» Потому что впереди – муки Христа, а затем – муки человека, который постарался следовать Христу...
Из объективных впечатлений – у нас многие больные страдали от недостатка обезболивающих препаратов... Когда мы открывались, то говорили о себе так - открывается хоспис, новое учреждение, где больной будет умирать не страшно, не больно, не одиноко..."
 
 
 
 
 
                   
 
 

               НАХОДЯСЬ РЯДОМ СО СМЕРТЬЮ МЫ ПОНЯЛИ: СМЕРТИ НЕТ

 - Андрей Владимирович Гнездилов - онкопсихолог и Виктор Зорзе - английский журналист - основатели развития хосписного движения в России. 

 

 

 

 В 1967 году Сесилия Сандерс – родоначальница  современного хосписного движения в мире, выпускница Оксфорда,  на собственные средства   основала хоспис имени святого Христофора:

 

 

 

«Вы для нас ценны потому, что вы это вы. Мы делаем все, чтобы вы не только умерли спокойно, но и до самого последнего момента продолжали жить», в этих словах – смысл деятельности современных хосписов.

 

                                                                        В  РОССИИ

 
 
О том,  как образовывалась хосписная служба в России и как шла борьба за души людей:

 Андрей Владимирович Гнездилов – основатель хосписного  движения  в России,  врач  – психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания):

                                            
 

                                                             Нужно было знать правду.

 
 
 - Английский журналист  Виктор Зорзе узнал  о хосписах тогда, когда его дочь заболела раком. Он  поместил ее в хоспис  св.Христофора в Великобритании. Дочь сказала: «Я хочу, чтобы ты сделал так, чтобы хосписы стали доступными всем людям, которые нуждаются».
Виктор Зорзе бросил политическую карьеру, целиком посвятил себя открытию хосписов в разных местах, которые могли предоставить всю  полноту заботы и внимания:  прежде всего – медицинское обслуживание  –  снятие боли и так далее, затем психологическую  помощь, помочь  больному справиться с ситуацией движения к смерти,  социальную и духовную поддержку.
Виктор Зорзе приехал в Россию и начал искать сторонников. У него были особые отношения с Россией, он знал русский язык.
Он  решил,  что Россия – как особая страна, достойна иметь хоспис, потому что  в ней столько страдающих – не перечесть.
Я в то время работал в Институте онкологии врачом – психотерапевтом, причем, мне пришлось доказывать, что врач – психиатр необходим в онкологии. Мне говорили, что у нас не сумасшедший дом  и нет психически больных.
– А вы слышали об анонимных самоубийствах? –  спрашивал я.
Вопрос о самоубийствах  онкологических больных    – очень остро встал. Нужно было знать правду.
                  Многочисленные самоубийства онкологических больных были скрыты.
 
 
                            – Почему мне говорили, что нет самоубийств?
 
Действительно, пока больной находился под наблюдением специалистов, он не заканчивал жизнь самоубийством, но это до тех пор, пока  он  не попадал в иную среду  искалеченным инвалидом,  с тяжелым течением болезни,  с угрозой рецидива.Люди  скрывали свою болезнь, стыдились своей болезни, думали, что они заразные, хотя им твердили, что рак не заразен.  Он действительно не заразен.
Даже среди врачей существовало представление о раке, он внушал метафизический страх, его легко персонифицировать: маленькое чудовище с клешнями,  которое пожирает человека.
Самоубийства у онкологических больных носили  характер брутальный, жестокий: больной пытался отомстить не  только судьбе, но и раку. Он убивал рак. Мстил ему. Умирал так, чтобы  тело было раздроблено под поездом, прыгал с высоты…  . Таких людей тогда было очень много. Я боялся даже статистику тогда приводить. Доказать-то сложно. Надо было  беседовать  с родственниками, чтобы они доверяли.
Люди отказывались от еды. Обрекали себя на голодную смерть. Это выглядело так: ну что? Больной не ест. У него рак желудка, он вполне вправе не есть. Тошнит. Но часто под этими  симптомами  скрывалось самоубийство.
У меня был  прямой  разговор с женщиной,  которая лежала с переломом бедра и отказывалась от еды.
Я подошел к ней, она посмотрела мне в глаза и спросила:
– Доктор, скажите мне честно: вы гарантируете, что у меня заживет этот перелом? Гарантируете, что я смогу ходить, помогать и не отягощать свою семью?
Я говорю: –  Нет, я не могу дать гарантии.
-Так вот, доктор, не думайте, что я не думаю о своих родственниках, я как раз о них и думаю. Поэтому, мой уход только облегчит состояние  моим  родственникам, которых я люблю и не хочу  им  лишних страданий, мучений.
Я   всегда стоял на том, чтобы человеку, доведенному до отчаяния болями, необходимо  купировать боль.
Сколько нужно – столько надо давать обезболивающих.  Вообще бысстыдно говорить и считать,  сколько должно вводиться болеутоляющих..
Более того, больные отказывались от операции. Их тоже можно считать  самоубийцами. Пассивными. То есть, когда человек переходит улицу и не смотрит по сторонам. И попадает под трамвай.
 
                             
 
Приехал Виктор Зорзе. Я в это время выступал с лекциями о том, что нужно создать хосписы.  Вместе с М. Чулаки в Доме писателя  ратовали за создание реабилитационной службы. Мы встретились с Зорзе.
Стали  собирать учредителей.  Я состоял в обществе Милосердия «Ленинград», Конечно, в учредителях был Д.Гранин. Обратились к митрополиту  Алексию Второму, А. Собчаку,   журналистке газеты «Час Пик»  Т.Чесановой,  Д. Лихачеву.
Приезжали, беседовали с каждым.  Я получил благословение от Антония Сурожского.
Это было Чудо. Он меня отгадал. Увидел мою любопытную физиономию, когда я стоял в толпе в храме. Протянул руки «Конечно, я даю вам благословение на создание хосписной службы».
В прошлом году мы были в Англии и опять приехали в храм. Священник сказал, что ехать на кладбище, где похоронен Антоний Сурожский,  далеко, оно уже закрывается.
Впрочем, давайте – ка попробуем!
Он посадил нас в свою машину, довез нас почти до могилы Антония Сурожского и мы все опять успели за 5 минут до закрытия кладбища.
 
______________________________________________________________________
 
 

Ежедневно в хосписах мира звучат слова:

«Прости меня. Спасибо тебе за все. До свидания!»
 
                             
 
 
 
                                                ЧТО ТАКОЕ ХОСПИС?
 
 
                                                 
 
«Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников»,  А.Гнездилов.
Первый хоспис появился в 1990 году 1 октября.
Хоспис с самого начала был государственным учреждением, чтобы не было никакой платы, и никто не наживался.
Со спасения души человека началась первая страница истории хосписной службы в России.  С  милосердия и сострадания  к людям  начинали свою общественную  деятельность наши современники  Д.Гранин, В.Зорзе, А. Гнездилов, М.Чулаки и многие другие замечательные люди.К этому они же призывали и все общество.
Зорзе потеряли дочь, умершую в 25 лет от рака. Супруги Зорзе в память о дочери написали книгу “Путь к смерти. Жить до конца”  и стали выполнять обещание,  данное ей: организовывать открытия хосписов по всей стране.
 
 
Девиз хосписа  : Если невозможно прибавить дней к жизни, прибавьте жизни к дням. В России сейчас более ста хосписов.
В хосписном движении в России  участвуют сестры милосердия, волонтеры и благотворители.
Так, при первом хосписе в Лахте, где трудится А.Гнездилов, создано сестричество  в честь святой  Преподобномученицы  Елизаветы Федоровны.
Но не забудется главное – все политические, общественные, социальные преобразования в стране следовало начинать именно с возрождения милосердия людей друг к другу Об этом говорил неоднократно один из организаторов первого постсоветского общества Милосердия «Ленинград» Даниил Гранин.
Почему же они не возобладали?
И еще: суть всех вопросов, проблем и забот перед таинственной бездной по имени физическая смерть, сводится к одному: заботе об остающихся на земле, с налаживания отношений с ними, с любви, который каждый старается проявить, словом к гениальной формуле человеческого бытия, выведенной А.Тарковским, а именно: “Человеку нужен Человек”.
 
 
 
.
 
 
Врачи и волонтеры хосписов утверждают, что безнадежно – больные люди чаще всего жалеют о том, что недостаточно любили, не умели прощать, не смогли согреть теплом близких. И в последние минуты они стараются что-то исправить.
Часто бывает, что  последняя трапеза разделяется с сотрудником хосписа – персонал нередко становится ближе родных людей.
 
 
 А.В.Гнездилов:
–  Рождение – это таинство, смерть – это тоже таинство. Жизнь ставит перед каждым человеком вопросы, задачи, требующие решения, зачастую проблемы подобны закрытым дверям. Проходя через победы и поражения, мы получаем опыт. Осознанный опыт, извлеченные уроки, становятся ключом, открывающим двери в следующий этап пути.
 
                                              То, что пока для нас непонятно...
 
 - Когда я во время учебы работал дежурным врачом, я пришёл в палату, в которой лежал умирающий шестилетний мальчик. Его родители были в другом городе, он лежал один – других детей отселили, чтобы не травмировать их присутствием при его смерти. Я спроосил его, что я могу для него сделать. Он сразу раскрылся, потянулся ко мне и сказал: «Дяденька, расскажите мне сказку». Я взял ребёнка на руки, начал рассказывать и почувствовал, что он уходит в иной мир. Хотел позвать медицинскую сестру, зная, что это не поможет, но он пришёл в себя и очень просил рассказывать сказку дальше. И я рассказывал о золотой карете, пажах, Короле и Королеве, которые встретят его в волшебном замке. Ребёнок умер у меня на руках, а я боялся прервать рассказ, потому что не был уверен, что он меня уже не слышит…
Одна из моих пациенток умирала. Во время агонии она вдруг на мгновение преобразилась и совершенно ясным взглядом посмотрела на меня.
«Вы знаете, что мне привиделось? — спросила она. — Что я молодая, живу в Англии, и сейчас спускаюсь по лестнице в белом платье».
«Do you speak English? — спросил я, не осознавая, зачем».
«Yes, I do».
И она продолжила говорить на таком чистейшем английском языке, который мне и не снился. Говорила, говорила — и ушла из жизни.
 
 - Другая больная приходит и говорит: «Христос страдал три дня, а я вот уже несколько лет страдаю, не хочу я видеть никого».
 
Среди ночи от ее койки звонок, все бросаются к ней… Она стоит в слезах, молится…
«Вы знаете, я смотрела на образ Христа, на икону, вдруг лицо его изменилось, ожило и он говорит: «Не бойся ничего, всюду жизнь, всюду любовь».
Женщина жила еще шесть дней. Я часто заходил в ее палату посмотреть на нее. Ее лицо очень преобразилось. Как она радовалась, как она ликовала! Она несла в себе образ встречи со Спасителем и была настолько прекрасна, что мы любовались ею. Будь это галлюцинация, она бы не выглядела так чудесно."
 
_____________________________________________
 
                       - Что в вашем понимании бессмертие?
 
 - "В моем понимании нет какой-то определенной характеристики. Нет цельного стройного здания. 
Человек живет в мире, который, собственно, имеет возможность изменять. И для каждого из нас есть своя тайна, есть свое мировоззрение, мироощущение. То есть каждый проживает жизнь такой, какой ее видит и создает. Это самое замечательное, что может быть! Для меня наиболее близка теософская теория реинкарнации. Этому есть много подтверждений. Например, когда человек вдруг перед смертью начинает говорить на английском языке, хотя даже на русском говорит по-деревенски."
 
 
А.В.Гнездилов. “Путь на Голгофу. Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе”.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.