6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Жемчужина

Страница пятая


 
 
  
 
 
 
 
                            КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ГРОТ  -  ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ НЕЗРЯЧИХ.
 
 
                                                         1815 - 1897
 
 
 
 
 
"В другой школе, заведенной господином Гаюи, слепые  учатся  арифметике, чтению, 
 музыке и географии посредством выпуклых (en  relief)  знаков,  букв,
нот и ландкарт, разбираемых ими по осязанию. Ученик, щупая ряды литер и нот,
перед ним лежащих, читает, поет; прикоснувшись рукою к  ландкарте,  говорит:
"Здесь Париж, тут Москва; здесь Отагити,  тут  Филиппинские  острова".  Швед
тихонько перевернул карту; слепой, дотронувшись до нее, сказал:  "Она  лежит
вверх ногами", и снова оборотил ее. Как у зрячих судят  глаза  о  расстоянии
предметов, их  взаимных  отношениях,  так  у  слепых  осязание,  удивительно
тонкое, верно соглашенное  с  памятью  и  воображением.  Например,  если  я,
зажмурив глаза, ощупаю  несколько  предметов,  то  мне  очень  трудно  будет
вообразить их взаимное между собою отношение, от непривычки судить  о  вещах
по осязанию; напротив того, слепые воображают по ощупи так же быстро, как мы
по глазам. Надзиратель хотел сделать нам полное удовольствие и велел  слепым
ученикам своим петь гимн, сочиненный  для  них  Обером.  Прекрасные  голоса!
Трогательная мелодия! Милые слова! Мы заплакали.
 Надзиратель  увидел  слезы наши, велел ученикам повторить гимн. Вот перевод его:
 
 
     "Владыка мира и судьбины!
     Дай видеть нам луч солнца твоего
     Хотя на час, на миг единый,
     И новой тьмой для нас покрой его:
     Лишь только б мы узрели
     Благотворителей своих
     И милый образ их
     Навек в сердцах запечатлели"
                
 
Карамзин. Письма русского путешественника.
 
_____________________________________________________________________________
Словарик.
Тифлопедагогика  (греч. τυφλός — слепой ) -   наука о воспитании и обучении незрячих
__________________________________________________________________________________

                                                   Валентин Гайюи 13 ноября  1745 - 1822

13 ноября -  всемирная дата, призванная привлечь внимание людей к тем, кто  потерял зрение.
 
 
 
Выбрана, отмечая заслуги  великого человека:
Валентин Гайюи  в 1784 году в Париже  на свои личные средства и в своем собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых»
Первым учеником мастерской стал подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили еще одиннадцать беспризорных сверстников Франсуа. До этого события мир ещё не знал учебных заведений для слепых. Гаюи использовал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта для слепых — «унциал»
 
Валентин Гаюи ( 1745-1822) и его первый ученик Франсуа де Лезюер. 
 
 
В 1803 году  по приглашению  Александр I  Валентину Гайюи  прибыл в Санкт-Петербург. Несколько лет было посвящено преодолению бюрократических преград.
Наконец,  император утверждает  штат, устав и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Воспитанники обучались чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, печатанию, пению и разным ремёслам — плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу.
 
После многолетнего плодотворного  служению для незрячих в России,  часто на собственные скромные средства, Валентин Гайюи  вернулся на родину.
Когда  он решил посетить основанный им во Франции Институту слепых, его не пустил на порог новый директор, под надуманным предлогом.. Работы на родине ему не нашлось. Он умер в 1822 году практически всеми забытый.
 Спустя полвека  его  заслуги перед человечеством были увековечены памятником перед тем же институтом. Имя того, кто не пустил великого человека на порог, история не сохранила.
 

________________________________________________________________________

                                                        Луи Брайль.  1809 - 1852

Bronze Bust of Louis Braille Louis Braille SchoolLouis Braille School

 
В 1829 году  Луи Брайль – талантливый музыкант, педагог, новатор,   воспитанник Парижского национального института для слепых детей -  разработал универсальную систему рельефно- точечного шрифта, нашедшего распространение во всех странах мира.
Современники вспоминали: «Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли небольшую коробочку с надписью: «Сжечь, не открывая». Надпись заинтриговала людей, и коробочка была вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг деньгах. Друзья исполнили волю Брайля: коробочка и ее содержимое были сожжены»
____________________________________________________________________________
Эстафету милосердия к слепым принял  в свои крепкие руки  наш  мужественный соотечественник Константин Карлович Грот. 
"Справедливость,  законность и человеколюбие  возьмут свое",К.К. Грот
 
Имя Константина Карловича Грота 1815-1897 –   святое  для всех слепых и слабовидящих. Современники называли Грота  и  духовным отцом слепых и отцом Самарской Губернии.
 
Невероятной силы духа, и честности, и бесстрашия был этот человек.
Будучи губернатором Самары, Грот предпринял  со своей  абсолютно новой командой чиновников   ряд решительных и очень смелых  действий по  искоренению  взяточничества. Он активно и самоотверженно  развивал   культуру и образование. В Самаре благодаря деятельности Грота был открыт театр, женское училище, преобразованное в женскую гимназию, разведен большой городской сад. В  тюрьмах были введены  ремесла для арестантов (позже Грот возглавит комиссию по судебной реформе  в Санкт-Петербурге).
В 1860 открыл первую в Самарском крае  публичную библиотеку, ставшую одной из лучших в России, и завещал этой библиотеке свое книжное собрание – 8000 томов, и распорядился финансами, направив часть из них на материальную поддержку учителей в Самарской губернии.
Жизненный путь К.К.Грота – настоящий учебник  для современных чиновников, яркое доказательство того, что можно служить Родине всей своею мощью, не остужая при этом своего сердца, не становясь равнодушным и холодным!
Особенно рекомендуется выучить наизусть  следующие  слова  Константина Карловича:
«Предписываю избегать всякой бесполезной переписки и заниматься более существенными делами» . Подписано: гражданский губернатор Грот.
 
В благотворительной деятельности есть много самоотверженности, и она невозможна без добровольного участия многих людей. Выпускник Царскосельского лицея, К.К. Грот приложил колоссальные усилия для организации помощи слепым людям. Как глубоко чувствующий человек, он не мог, и не проходил мимо бедственного положения многих людей в России, и, как сложилось по судьбе, особенно – слепых.
Но суть заключается в том, он отвергнул существовавшую до того беспорядочную слезливую сентиментальность и применил свой принцип системы и порядка в деле оказания помощи таким людям. Он не был бы Гротом, если бы не сделал это.
 
Вначале Грот возглавил созданное в 1877 году Главное Попечительство о семьях убитых и раненных в период русско-турецкой войны 1877-1878гг. А в 1881 году совместно с окулистом Скребицким, своим ближайшим сподвижником, при поддержке Императора Александра II  и его супруги Марии Александровны,  Грот инициировал создание частной  благотворительной организации –  Попечительства о слепых, названное в честь императрицы Мариинским.
В квартире на Таврической улице, снятой на собственные средства, он открыл  первое  училище для слепых  детей с  ремесленными мастерскими.
Постепенно стала создаваться  система таких учреждений.
К 1900 году   в России насчитывалось 25  училищ для незрячих.
Незрячий князь Оболенский писал: «К.К.Грота по справедливости  можно назвать духовным отцом слепых. Он призывал их к новой жизни, освободил из уз невежества и направил к разумному труду, послужившему залогом для их свободной самостоятельной жизни».
Благодаря его поддержке педагог Е.Трумберг разработала русский брайлевский алфавит, им пользуются незрячие и сейчас. Памятник  К.К.Гроту был воздвигнут на средства, собранные по подписке среди незрячих по всей России. Автор памятника – скульптор  М.М. Антокольский,  разместил на центральном месте фигуру слепой девочки, читающей книгу, напечатанную шрифтом Брайля.
В этом памятнике воплотилось главное – суть необходимости образования слепых, запечатленное в  склоненной над книгой  детской фигурке.
Девочка читает книгу, напечатанную рельефно-линейным шрифтом. Эта книга – сборник рассказов “Детский мир” К.Д.Ушинского.  Книга раскрыта она на 95-й странице:

ЗНАЕТ И УМЕЕТ ДЕЛАТЬ КРЕСТЬЯНИНЪ И ЕГО НИКАКЪ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ НЕВЕЖДОЮ, ХОТЯ БЫ ОНЪ И ЧИТАТЬ НЕ УМЕЛЪ. ВЫУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ И ВЫУЧИТЬСЯ МНОГИМЪ НАУКАМЪ ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ, ЧЕМ УЧИТЬСЯ ВСЕМУ.    

 
                                                          Анна Александровна Адлер
 
1856- 1924.
 
 
 Посвятила  свою жизнь   образованию слепых. В  1885 г. открыла первую в России типографию рельефно-точечного шрифта. 11 декабря 1885 г. была собственноручно напечатана первая русская брайлевская книга «Сборник  статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер».
 
В 1887 г. вышла  вторая напечатанная  книга – «Сборник биографических статей для слепых детей среднего возраста». Ее книги  -  первые учебные пособия по приобщению незрячих к системе Брайля, по изучению русского языка и литературы  в училищах для незрячих  детей.
 
 
 
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.