6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Экологическая катастрофа России

2020-06-16

Федеральный закон отменит экологический контроль в России. Петиция против законопроекта № 866900-7


Никто не знает, откуда взялся этот законопроект и как он успел пройти первое чтение: закон, имеющий отношение к природе, должен обсуждаться в комитете по экологии в Госдуме, чего не было сделано. Кто его автор? И почему 30 июня - крайний срок, после которого ничего нельзя изменить? Почему СМИ обсуждают что угодно, но ни слова не говорят о документе, после которого на природе России можно поставить крест?

 

WWF России не поддерживает новый законопроект

15 июня Госдума РФ рассмотрела законопроект «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию приоритетных объектов транспортной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Экологи утверждают, что документ содержит целый ряд недопустимых положений, которые негативно скажутся на сохранении природы, обеспечении экологической безопасности и реализации прав граждан.

17 июня WWF России направил соответствующее письмо помощнику Президента РФ – начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Брычевой Л.И., а также обратился в Комитет по транспорту и строительству, Комитет по экологии и окружающей среде и Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы РФ.

Поправки могут привести к разрушению ценных экосистем, снижению качества оценки воздействия компаний на состояние окружающей среды, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и доступ к достоверной, своевременной информации.

 

 

Подписать петицию Гринпис

Обращение

Ликвидация катастрофы в Норильске еще далека от завершения, а депутаты и правительство готовят к принятию законопроект, который увеличивает опасность и частоту подобных аварий, а также угрожает ценным природным территориям России и их обитателям.

До 30 июня отправьте обращение в профильные комитеты Госдумы с требованием сохранить экологическую экспертизу.

  • Сейчас Комитет по транспорту и строительству Государственной Думы готовит ко второму чтению законопроект № 866900–7.
  • Он отменит государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) проектной документации любых объектов на ООПТ, объектов обезвреживания и размещения отходов, а также объектов I категории (оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду).
  • Эта же позиция — в подготовленном Правительством проекте Общенационального плана действий по выходу из кризиса. Экологическая экспертиза — одна из немногих возможностей для граждан влиять на решения властей и бизнеса по строительству разрушительных для природы объектов.
  • Ее отмена означает, что совсем скоро без предварительной экологической оценки и общественных слушаний в национальных парках начнут строить гостиницы и ведущие к ним коммуникации, в заказниках — вырастут нефтяные вышки, рядом с вашим домом разместится свалка, а вместо любимого пляжа — нефтеналивной терминал.
  • Поправки особо выделяют отмену экспертизы для мусоросжигательных заводов с выработкой энергии. О том, что в городе будут строить МСЗ, люди будут узнавать только после появления забора и началом подготовки территории под стройку.
  • Статья 9 законопроекта дает возможность исключать участки из особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения для строительства Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
  • Это не соответствует Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» и прямо противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (статья 58).
  • Законопроект не обсуждался с общественностью, представителями науки и специалистами.
  • Он не рассматривался и Комитетом по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы. Тем не менее, его окончательное принятие предполагается уже в июле 2020 года.
  • Мы с вами уже не раз спасали ценные природные территории от нападок. Давайте остановим очередную попытку разрушить систему охраны природы в России.
  • У нас есть время до 30 июня. Присоединяйтесь к обращению и потребуйте сохранить экологическую экспертизу

 

Что известно?

Михаил Делягин, экономист: 

"Но пока мусорный олигархат, похоже, решил взять реванш. Как сообщает Лента.ру, в Госдуме захотели строить мусоросжигательные заводы вообще без экологической экспертизы как таковой. Цитирую: «Депутаты Госдумы предложили отменить государственную экологическую экспертизу при строительстве самых опасных объектов, в том числе мусоросжигательных заводов. Комитет по транспорту и строительству захотел дополнить такими поправками законопроект, призванный ускорить приоритетные стройки ОАО «РЖД».

Казалось бы, где мусоросжигание, где Российские железные дороги? Но американский принцип конструирования законов «в огороде бузина, а в Киеве дядька», судя по всему, пустил корни и в российской Государственной Думе. Законопроект, призванный ускорить приоритетные стройки РЖД, наделяет президента России полномочиями отменять различные нормативы. Я надеюсь, что он этот закон не подпишет, потому что это какое-то безумие. Но в первом чтении этот закон был принят еще в декабре прошлого года. Тогда Совет по кодификации гражданского законодательства концептуально раскритиковал инициативу, и это правильно. Это хуже ельцинского указного права. Потому что получается, что президент может своими полномочиями отменять практически любые нормативы, хоть радиационной безопасности.

Ко второму чтению авторы поправок (причем авторы до сих пор неизвестны) вместо ослабления решили максимально усугубить свое предложение и вообще пересмотреть закон об экологической экспертизе. Теперь законопроект отменяет государственную экологическую экспертизу для объектов первой категории, то есть тех объектов, которые вносят максимальный вклад в загрязнение окружающей среды, и для предприятий по работе с отходами. Я правильно понимаю, что в эту категорию входят предприятия и по работе с радиоактивными отходами тоже? Но помимо заводов по сжиганию мусора это проекты по рекультивации свалок и утилизации мусора. Кроме того, госэкспертизу предложено не проводить для строек на особо охраняемых природных территориях, то есть в заповедниках и в госзаказниках. То есть у нас на Байкале можно будет уже не только ЦБК строить, а вообще все что угодно. Поправки поддержит, безусловно, бизнес, который видит в государственной экологической экспертизе (да и вообще в защите окружающей среды как таковой) бюрократию, и который недоволен длительностью процедуры, которая в том числе включает общественные слушания. Думаю, больше всего бизнес недоволен самими общественными слушаниями как таковыми. Вот как в Москве, в Капотне вокруг нефтеперерабатывающего завода хорошо дышится. Не только в самой Капотне, но и в прилегающих районах Москвы. Нам московская мэрия регулярно рассказывает, как там легко, свободно, а главное, чисто дышит человек."

 

 

 

Полный текст обращения

Председателю Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Е.С. Москвичеву

Председателю Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П. Николаеву

Председателю Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды В.В. Бурматову

Уважаемый Евгений Сергеевич! Уважаемый Николай Петрович! Уважаемый Владимир Владимирович!

В настоящее время Комитетом по транспорту и строительству ко второму чтению готовится проект федерального закона № 866900-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях реализации приоритетных проектов по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» (новое название "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию приоритетных объектов транспортной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее – законопроект). Полагаем, что в представленной редакции законопроект представляет серьезную угрозу экологической безопасности нашей страны, может привести к массовым техногенным авариям, аналогичным недавней аварии в Норильске, приведет к нарушению Россией своих международных обязательств.

Законопроектом (статья 10) предлагается исключить необходимость проведения государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) любых программных документов, проектной документации любых размещаемых на ООПТ объектов, объектов обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, а также всех объектов капитального строительства I категории (оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду).

Замена государственной экологической экспертизы государственной экспертизой проектной документации существенно снизит качество оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды по следующим причинам. Фактически, это означает, что в случае принятия законопроекта в России вообще не будет существовать никакого механизма оценки предполагаемой хозяйственной деятельности с точки зрения ее экологической безопасности. Помимо этого, процедура экологической экспертизы – единственный законодательно закрепленный механизм реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также прав общественных объединений на участие в принятии экологически значимых решений.

Таким образом, граждане и общественные объединения в отношении таких экологически значимых объектов, как ООПТ, объекты, связанные с обращением с отходами, объекты I категории будут лишены возможности реализации предусмотренных Федеральными законами прав, таких как:

- общественное обсуждение объектов экологической экспертизы (статья 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», проведение общественной экологической экспертизы (статья 12 Федерального закона «об охране окружающей среды», статья 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе»);

- направление федеральному органу исполнительной власти и его территориальным органам в области экологической экспертизы аргументированных предложений по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности (статья 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе»);

- участие в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан (статья 12 Федерального закона «об охране окружающей среды»).

Следовательно, граждане и общественные объединения будут лишены возможности реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также законодательно закрепленного права на участие в принятии экологически значимых решений.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Следует также отметить, что законодательства большинства развитых стран мира (в первую очередь – стран Евросоюза) совершенствуются путем модернизации норм, касающихся оценки воздействия на окружающую среду, расширения перечня объектов, для которых ее проведение обязательно. Почти полный отказ от данного механизма в российском законодательстве является отказом от общепринятых мировых норм в этой сфере.

Фактически, принятие данного федерального закона повлечет за собой ликвидацию института государственной экологической экспертизы и процедуры ОВОС для большинства наиболее значимых для граждан объектов, способных оказать значительное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения. Высока вероятность, что в связи с тем, что меры по осуществлению экологической безопасности обычно достаточно затратны, отсутствие экологической экспертизы приведет к отказу заказчиков объектов экспертизы от их проведения, что неминуемо повлечет за собой рост техногенных аварий и катастроф, а также ухудшение экологической обстановки во многих регионах страны.

При этом, предварительной оценке на экологическую безопасность не будут подвергаться планы строительства на особо охраняемых природных территориях, а также наиболее опасные для людей производства - объекты обращения с отходами, объекты I категории. Нельзя не отметить, что многие российские ООПТ подпадают под действие различных международных конвенций и соглашений, в том числе являются объектами всемирного наследия.

Документы указанных конвенций предусматривают обязательность проведения ОВОС любой деятельности, которая может оказать воздействие на объекты, подпадающие под действие указанных конвенций. Отмена экологической экспертизы строительства на заповедных территориях многократно усилит воздействие на эти территории, и, соответственно, приведет к нарушению международных обязательств России. Необходимость развития, института государственной экологической экспертизы признана на всех уровнях власти. Минприроды подготовлен и сейчас проходит согласование проект федерального закона, направленный на реформирование и повышение эффективности механизмов экологической экспертизы и ОВОС (https://regulation.gov.ru/projects#npa=86078).

Обращаем Ваше внимание, что столь важный для граждан России законопроект не обсуждался с общественностью, представителями науки и специалистами. Тем не менее, его принятие предполагается уже в июле 2020 года.

Считаем, что в таком важном вопросе, как обеспечение экологических прав граждан России, не должно быть никакой спешки. Так же обращаем внимание, что Президент Российской Федерации В.В.Путин на встрече с экологами и зоозащитниками поручил Правительству совместно с парламентариями завершить работу по внесению в природоохранное законодательство принципиальных изменений, которые позволят предотвращать в будущем аварии, подобные Норильской http://kremlin.ru/events/president/news/63458.

Полагаем, что отмена экологической экспертизы приведет к результатам, прямо противоположным тем, о которых говорил Президент. Помимо этого, статьей 9 законопроекта предусмотрена возможность необоснованного изменения границ ООПТ регионального и местного значения путем исключения из них участков, необходимых для строительства объектов Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, что не соответствует Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" и прямо противоречит Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (статья 58).

В связи с изложенным, просим не выносить законопроект на второе и третье чтение и доработать его в части исключения статей 9 и 10, предусматривающих изъятие земель ООПТ и отмену экологической экспертизы для значимых для граждан России объектов.

О Вашем решении просим проинформировать в установленные сроки


Комментарии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.