6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Господи! Помилуй / Любимые монастыри и храмы

Подворье Серафима Саровского в Старом Петергофе


http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/serafimo-diveev.html

 

 

 

 

Подворье Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Старом Петергофе построено в 1904 - 1911 годах по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова. Серафимовский храм представлял собой средних размеров (объем до 8 тыс. куб. м.) пятикупольное здание с высокой колокольней. Проект церкви был исполнен в "русском стиле". Автор изобретательно интерпретировал здесь мотивы "узорочья". Кроме главного престола, в храме имеются приделы во имя Божией Матери "Умиление" и во имя Святителя Николая.
Территория подворья по данным 1913 года охватывала около 1 га и, кроме храма, на ней находились: деревянная церковь во имя иконы Божией Матери "Умиление (Серафимо-Дивеевская)", двухэтажная гостиница, деревянные служебные постройки, баня, сараи и прочее - всего 13 зданий. Царь Николай II особо почитал св. Серафима, и подворье Дивеевского монастыря строилось специально по царскому указу. И место было выбрано определенное - Государь любил на этом месте уединяться для молитвы.
 
Неподалеку отсюда находилась скромная царская дача. Именно здесь появился на свет цесаревич Алексей. С Дивеевским подворьем связано еще одно важное событие. Именно здесь 1 (14) августа 1914 года Царь узнал о начале I Мировой войны.
В 1932 году последний священник и насельницы были репрессированы, само подворье отнято у Церкви. Утрачены все архитектурно-художественные особенности и убранство храма, украдено церковное имущество, полностью уничтожены надворные постройки. Во время войны здание храма значительно пострадало. В 1952 г. оно было передано Петродворецторгу для утилитарного восстановления под торговые склады. В здании храма утрачены пятиглавие и колокольня, наружная и внутренняя отделка, перестроены алтарная апсида и вся верхняя часть. Внутри здание разделено бетонными перекрытиями на 4 этажа, устроена лестничная клетка, через алтарь проходил грузовой лифт. Цокольный этаж, где в прошлом находились монашеские кельи, занят холодильными установками и продовольственными складами. К северному фасаду пристроено здание угольной котельной с трубой, расположенной вплотную к храму, и высотой несколько меньшей, чем бывшее пятиглавие и колокольня (это представляет серьезную проблему для будущей реставрации храма - котельная отапливает храм, склады, магазин и ближайшие жилые дома). Рядом с храмом, на месте прекрасной царской дороги к заливу устроена городская свалка. В 1990 году здание получило статус памятника истории и культуры местного значения, что, впрочем, не улучшило его состояния.
 
 
Первый молебен на подворье был совершен 21 января 1993 года, а в день престольного праздника 1 августа 1993 г. - первая после закрытия храма Божественная Литургия. Сразу после начала передачи помещений храма в 1994 году начались регулярные богослужения, первоначально - на 2-м этаже, а с праздника Пасхи 1996 года - на 1-м этаже, с устройством временного алтаря на месте исторически существовавшего. Служба совершается по воскресным и праздничным дням и накануне. Церковь восстанавливается с 1996 года силами общества русской Православной культуры имени свт. Игнатия (Брянчанинова).
 
 
Храм отремонтирован и приведен в удовлетворительное состояние: над зданием на месте главного купола и на боковых башенках установлены освященные латунные кресты, заменена часть кровли и установлены водосточные трубы, перештукатурены и побелены стены на 1-м и частично - 2-м этажах, разобрана шахта грузового лифта, восстановлена и исправлена отопительная система и электросеть, устроены алтарь, крестильное помещение и часовня при входе в храм. На внешней стороне храма, обращенной к шоссе, появилась большая мозаичная икона святого Серафима.
 
 
На месте, где до войны стояла церковь иконы Божией Матери "Умиление" приходом свт. Игнатия установлен памятный православный крест.
 
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.