6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Господи, помилуй нас!

О бесовской злобе и о [необходимых] из-за нее внимании и молитве


Псково-Печерский листок № 807.
Святитель Каллист, Патриарх Константинопольский, сначала
подвизался на Афоне под духовным руководством преподобного
Григория Синаита (память 8 августа).
         +      _________________________________
 
"Зная наверняка и должным образом, насколько злокознен и изворотлив змей и лукав враждебнейший сатана, неослабно противостоящий благим делам нашим и злоумышляющий со всевозможным тщанием, как бы подвигнуть наш помысел к злобе и мраку, чтобы каким-либо образом совершенно отвратить нас от Бога и по горькой зависти (увы нам!) вытолкнуть и отдалить от рая (да не будет этого никогда!), сиречь от чистой жизни и наслаждения, - вот это-то и узнав как следует, пусть неизменно с благоразумием, со вниманием к помыслам изгоняет [человек] и тем повергнет этого злодея через святое призвание имени Иисуса Христа Господа нашего и сердечную, умную и словесную молитву и заставит бежать пагубу от себя и своей души как от сосуда Божьего. Ибо ведь, естественно, весьма боится сатана, и дрожит, и бежит, как будто палимый духовным и божественным огнем, от молитвы совершаемой, как и подобает, с чистой совестью в трезвении и внимании.
 
Помни справедливые слова Моисея, духовный воин, стремящийся к занятию и владению святой землей: "Внемли себе!" (Втор. 15, 9). Никогда не считай, что у тебя нет врага, ибо есть он у тебя, и притом нетелесный, невидимый, неусыпный в злодействе и весьма проворный, исполненный зависти и лукавства. Так что "внемли себе", трезвясь разумением /в помысле/, бодрствуя и, кроме того, молясь: многолик и безжалостен зверь и мрачен диавол, многим гневом против нас бушующий, всегда и во всем непременно ища нашей погибели - во сне и наяву, в постах и в пирах, в пище и в питье, в одеяниях, в обуви, в беседах, в молчании. Предстает в бедности, скрыт в стяжании, против поста злоумышляет и принятию пищи противоборствует, стремится осквернить речь и возмутить покой, возвысившихся в созерцании замышляет ввести в заблуждение, принизившихся же в уничижении в другой раз пытается растоптать. И кем он не становится или чего не делает? Через все наше же нападая на нас, живущих в безмолвии и затворенных в келье, когда нет у него возможности явиться через что-нибудь внешнее, он считает необходимым совершенно во все наше, правое или какое другое, тайком подливать собственный мрак, и ужасным, и неутомимым является врагом.
 
Так что, "внемли себе"! Он точно знает, о христианин, ибо он дух бесплотный, от какой отпал он славы. Знает он, о добрейший, к какой славе и благодати восходят любящие Иисуса и прилежащие освящению и, как следует, высокочтимым заповедям Господа. И потому завидует он премного и, сам погибший и не тешащийся спасением, страшным врагом является для всего нашего, будучи и нам в погибель: таково ведь свойство завистников.
 
Итак, "внемли себе"! Не в радость мудрым эта нынешняя жизнь, ибо она временна. Более любезна им грядущая, во Христе Иисусе, ибо сладка и вечна. Просто смерть тела не может устрашить [их], поскольку, без сомнения, смерть праведников ничуть не есть тление, но переход от смертного и подверженного страстям тела к нетленному и бесстрастному, или, чтобы сказать яснее, преложение и переход от жизни, подобной праху, к жизни солнцеподобной, чудесной и вечной. Только отпадение от должного, грех, считают [они] опасным, ибо есть он по справедливости наигорчайшее отдаление от Бога и духовная смерть.
 
Так "внемли" же "себе" с трезвением и молитвой. Призывай Бога-Спасителя, Иисуса Христа, Сына Божьего, не пренебрегшего стать как мы человеком ради нас, кроме греха, чтобы безгрешный естественно и нас избавил от греха, и, таким образом, отвратив от мрака страстей, перевел и переставил человеколюбиво к свету истинному и жизни сверхрадостной. Так молись же Ему в трезвении и призывай Его в помощь и заступление души твоей, ибо противник наш, диавол (1 Петр. 5, 8), более сильной природы, чем наша. Поэтому и утверждает божественный Давид: "Если Господь не созиждет дом и не сохранит град, всуе трудились строящие и бодрствовали стерегущие" (Пс. 126, 1)".
 
Псково - Печерские Листки:
 
http://pechori.ru/wp-content/uploads/2012/11/listki_8.pdf
 
Полностью № 807.
 
 Что есть начало покоя и что — конец
Раскаяние есть действительно начало, а конец — ожив-
ление внутренних чувств, в котором обыкновенно
проявляется неомрачаемое божественное познание: Оживи
нас, — говорит Давид, – и мы будем призывать имя Твое,
а также: Оживет душа моя и восславит Тебя (Пс. 79, 19;
Пс. 118, 175). Суетная жизнь есть причина мрака и, как
следствие, отступничества от Бога и незнания Его, а это и
есть смерть души. А несуетная и безмолвная жизнь явля-
ется началом умного света и, следовательно, обращения и
познания Бога. Это Господь и нарек жизнью вечной, гово-
ря: Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого ис­
тинного Бога (Ин. 17, 3). Причастившиеся же таковой
жизни получают ее от Духа Святого, ибо есть Он, по словам
Символа веры, Дух Святой, животворящий.
Поясним теперь отдельно, что такое смерть души. Даже
и телесно живущих называют умершими из-за смерти души
и мертвыми из-за их отдаления от Бога. А отдаление от
Бога произошло от увлеченности мирским, как говорит
Павел о вдове, умершей от мрака роскоши, хотя и живущей
телесно. И сам Господь говорит: Предоставь мертвым
погребать своих мертвецов (Мф. 8, 22), называя мертве-
цами живущих по-мирскому и слившихся с миром. А в
другом месте Господь называет их миром, не могущим
принять умопостигаемый Дух Божий из-за привержен-
ности к видимому миру (Ин. 14, 17). 
3
Стало быть, познающий Бога в жизни своей обладает
Духом Божьим. Но, поистине, познание Бога является из
безмолвной жизни, и принятие Духа естественно должно
быть следствием безмолвия, которое есть столь великое
обоживание и условие подаяния Духа Святого.
Потому правильно, как мне кажется, было быть запер-
тыми в горнице учениками Господа и естественно там ожи-
дать обещанного о Духе, ибо были они объяты верой и
надеждой своей ни к чему другому не стремились. Потому-
то и обрели они обещанное в избытке и по достоинству.
Ибо они приняли, словно некую награду, тот дар, на кото-
рый они, уверовав, возложили свои надежды и чего ожи-
дали со всем подобающим за доброе терпение, приняли
дар, тем более великий, что сверхъестественный, — полу-
чили совершенство, осветившись, как бы в виде огня,
Духом и став через это светочами мира и солью земли.
Определенно, что безмолвие есть удаление от чувствен-
ного и стремление к умопостигаемому, почему оно и явля-
ется по преимуществу приближением к Богу. Сказано:
Далеко удалился я, бегая, и водворился в пустыне (Пс.
54, 8). Для чего же? — ибо ожидал я Бога, спасающего
меня от малодушия и от бури (Пс. 54, 9), ибо то, что
происходит во граде, рассказывает сей божественный муж,
достойно всяческого осуждения. И воистину, трудно избе-
жать опасности греха тому, кто оказался среди мира, что-
бы не сказать, в среде демонов. Ибо велика и жестока ве-
домая демонами в мире война, немалое содействие в чувс-
твенном для себя почерпающая.
Потому-то божественный муж, далеко бежав и удали­
вшись, приходя в пустыню и водворяясь там, вопиет,
объясняя причину своего похвального бегства, и говорит
открыто: «Многим мраком исполнился мир, и поэтому 
4
весьма трудно превозмочь войну демонов в миру: ведь до
того, как мне откроется злой умысел оной войны, уже ус-
пеет причинить мне вред демон, который правит разумом
большинства. Поэтому далеко удалился я и оставался в
пустыне (Пс. 54, 8), именно для того, чтобы не одолела
меня запутанная сеть прихотливых козней демонов. Ибо
знаю я, что ежели не возобладают надо мною, тогда я
буду непорочен и чист от великого греха и будут во бла­
говоление слова уст моих, и поучение сердца моего пред
Тобою всегда, Господи, Помощниче мой и Избавитель мой
(Пс. 18, 14-15). Затем, успокоившись в бегстве от мира и
безмолвии, как подобает, достигнув очищения от грехов,
я дождусь момента, когда и поучение сердца моего пред
Тобою всегда, Господи (Пс. 18, 15), подобно сказанному:
ожидал я Бога, спасающего меня (Пс. 54, 9). Ибо обраще-
ние разума ни к чему другому, а только к Богу, как я счи-
таю, свойственно чину очищения, в целом же, скорее, чину
просвещающему и сообщающему совершенство».
2. О живущих в безмолвии
Если бы возможно было нам быть среди ангелов и удос-
тоиться их общения, желанно было бы это, и не без
причины. Поскольку же до сих пор нам, связанным сим
дебелым телом, отказано в этом, то надлежит считать мо-
нашествующих как бы ангелами во плоти и небесными
существами на земле, в досуге проводящими свою жизнь,
а также преклоняться перед их созерцанием и почитать
делаемое ими. Ибо являются они на земле присельниками,
согласно блаженнейшему Давиду, и пришельцами, естест-
венным образом жаждущими вышнего града и вышней 
5
родины и приверженными ей, и к достижению и наследо-
ванию ее всячески стремящимися. И какого только бла-
женства не достигают они сего ради, ибо всегда желание
их в законе Господнем, и в законе Его поучаются они
день и ночь (Пс. 1, 2). И не в писанном законе, и не в том,
образом которого служит писанный, но в полностью безвид-
ном и бесплотном законе, в некоем третьем, согласно степе-
ни, к которой должно подняться от закона писаного, о ко-
тором предписывает Соломон: Впиши их трижды в сердце
своем (Притч. 22, 20). Именно в нем, главным образом,
несказанно помышляет и ублажается ревнитель о Боге день
и ночь, и очищается сердцем, и, насколько дано, видит
Бога, и обоживается сам, созерцая Бога, и по справедливо-
сти блаженствует в этом.
Это подобно тому, как если кто, гонимый тяжестью
мирской суеты, убегая от всех мирских людей и от всех без
исключения мирских дел, обретает вновь блаженство не
благодаря чему-либо земному, а изгнанный за правду, за
что его есть Царствие Небесное, по возвещению Благода-
ти Слова.
3. О бесовской злобе и о необходимых
из-за нее внимании и молитве
Зная наверняка и должным образом, насколько злокоз-
нен и изворотлив змей и лукав враждебнейший сатана,
неослабно противостоящий благим делам нашим и зло-
умышляющий со всевозможным тщанием, как бы подвиг-
нуть наш помысел к злобе и мраку, чтобы каким-либо об-
разом совершенно отвратить нас от Бога и по горькой за-
висти (увы нам!) вытолкнуть и отдалить от рая (да не будет 
6
этого никогда!), сиречь от чистой жизни и наслаждения,
— вот это-то и узнав как следует, пусть неизменно с бла-
горазумием, со вниманием к помыслам изгоняет человек
и тем повергнет этого злодея через святое призвание имени
Иисуса Христа Господа нашего и сердечную, умную и сло-
весную молитву и заставит бежать пагубу от себя и своей
души как от сосуда Божьего.
 Ибо ведь, естественно, весьма боится сатана, и дрожит,
и бежит, как будто палимый духовным и божественным
огнем, от молитвы совершаемой, как и подобает, с чистой
совестью в трезвении и внимании.
Помни справедливые слова Моисея, духовный воин,
стремящийся к занятию и владению святой землей: «Внем­
ли себе!» (Втор. 15, 9). Никогда не считай, что у тебя нет
врага, ибо есть он у тебя, и притом нетелесный, невидимый,
неусыпный в злодействе и весьма проворный, исполненный
зависти и лукавства. Так что внемли себе, трезвясь разу-
мением в помысле, бодрствуя и, кроме того, молясь. Пото-
му что многолик и безжалостен зверь и мрачен диавол,
многим гневом против нас бушующий, всегда и во всем
непременно ища нашей погибели — во сне и наяву, в постах
и в пирах, в пище и в питье, в одеяниях, в обуви, в беседах,
в молчании. Предстает в бедности, скрыт в стяжании, про-
тив поста злоумышляет и принятию пищи противоборст-
вует, стремится осквернить речь и возмутить покой, воз-
высившихся в созерцании замышляет ввести в заблужде-
ние, принизившихся же в уничижении в другой раз пыта-
ется растоптать. И кем он не становится или чего не дела-
ет? Через все наше же нападая на нас, живущих в безмол-
вии и затворенных в келье, когда нет у него возможности
явиться через что-нибудь внешнее, он считает необходи-
мым совершенно во все наше, правое или какое другое, 
7
тайком подливать собственный мрак, и ужасным, и неуто-
мимым является врагом.
Так что, внемли себе! Он точно знает, о христианин, ибо
он дух бесплотный, от какой отпал он славы. Знает он, о
добрейший, к какой славе и благодати восходят любящие
Иисуса и прилежащие освящению и, как следует, высо-
кочтимым заповедям Господа. И потому завидует он пре-
много и, сам погибший и не тешащийся спасением, страш-
ным врагом является для всего нашего, будучи и нам в
погибель — таково ведь свойство завистников.
Итак, внемли себе! Не в радость мудрым эта нынешняя
жизнь, ибо она временна. Более любезна им грядущая, во
Христе Иисусе, ибо сладка и вечна. Просто смерть тела не
может устрашить их, поскольку, без сомнения, смерть
праведников ничуть не есть тление, но переход от смерт-
ного и подверженного страстям тела к нетленному и бес-
страстному, или, чтобы сказать яснее, преложение и пере-
ход от жизни, подобной праху, к жизни солнцеподобной,
чудесной и вечной. Только отпадение от должного, грех,
считают они опасным, ибо есть он по справедливости на-
игорчайшее отдаление от Бога и духовная смерть.
Так внемли же себе с трезвением и молитвой. Призывай
Бога-Спасителя, Иисуса Христа, Сына Божьего, не пренеб-
регшего стать, как мы, человеком ради нас, кроме греха,
чтобы безгрешный, естественно, и нас избавил от греха и,
таким образом, отвратив от мрака страстей, перевел и пере-
ставил человеколюбиво к свету истинному и жизни сверх-
радостной. Так молись же Ему в трезвении и призывай Его
в помощь и заступление души твоей, ибо противник наш,
диавол (1 Петр. 5, 8), более сильной природы, чем наша.
Поэтому и утверждает божественный Давид: Если Господь
не созиждет дом и не сохранит град, всуе трудились
строящие и бодрствовали стерегущие (Пс. 126, 1).
8
4. О молитве и делании
Посему следует призывать Господа нашего Иисуса Хрис-
та в помощь с расположением и усердием. Но не сле-
дует совершенно пренебрегать и деланием, так как, якобы,
молитвой только отгоняется противник; это не так, ибо Бог
не имеет обыкновения так полагающим подавать помощь.
Но, с другой стороны, нельзя и деятельному и всячески во
внимании и трезвости воинствующему впадать в другую
крайность и, дерзая в делании, скоро переставать заботить-
ся о молитве. Менее всего надлежит так делать, ибо весьма
разумно заповедует Священное Слово: Бодрствуйте и
молитесь (Мф. 26, 41).
Да и немощны мы без сильной поддержки, сколь бы не
были мы вооружены для противодействия злокозненной
фаланги демонов. Ведь не потому только, что дружно на-
падают на каждого из нас в отдельности многие демоны,
но и потому, что, поскольку являются они духами бесте-
лесной природы, изначальна они нас сильнее, а если даже
и случится одному из них вступить в единоборство с одним
из нас, сущих во плоти, каждый из них сможет осуществить
свой злой умысел и нападение.
Потому желающему блюсти должное потребно прилеж-
но творить чистые, насколько возможно, молитвы и лита-
нии*, то есть, вообще, бодрствовать и молиться, как
сказано, чтобы отсюда воин Христов вооружался, и затем,
как следствие, вместе с собственным Архистратигом и
Царем смертельно поразил или нанес немалый урон мыс-
ленному Голиафу и всему всекаверзному темному воинству
при помощи и вдохновении необоримой мощи истинного
Иисуса душ наших, прообразом которого являлся Иисус
* Литания – коленопреклонение, усердное всенародное моление. 
9
Навин, ведший древле народ Божий с лучшим воинством
из Израиля в землю, прообразовывавшую обетование.
5. О божественной любви, дочери созерцания
Никто иной не любит имя Божье, кроме тех, кто как-
либо созерцает Бога. Ибо из видения и познавания
некоторым образом состоит по природе своей любовь, к
коей востекший чрез благодать от духовной жизни соот-
ветственно достигает вершины благ и соединения деятель-
ности и созерцания, в котором благо и истина суть произ-
ведения ума, вполне наделенного мудростью.
Ведь любовь — как бы духовное противоядие: всякий
испивший ее подобным же образом извергает ядовитую
грязь страстного полнокровия. Любовь есть признак уче-
нического следования Иисусу, и объявший ее согласно
духовному дару и вселению Духа посредством веры, осно-
ванной на безмолвии в созерцании божественной красы,
достигнет целого хора добродетелей, станет наследником
Бога и сонаследником Христа, возымеет неизменную и
непритворную любовь к ближнему и будет совершенно
свободен от прегрешения, через деяние и созерцание при-
лепившийся ко все превышающему Богу, скорее же, име-
ющий в себе Бога и сам пребывающий в Боге. Ведь любовь
есть величайший дар Отца, подаваемый через Сына во
Святом Духе тем, кто должным образом исступленно взыс-
кует Бога, как сказано, то есть тем, кто во всех обстоя-
тельствах прилежен в деятельности и созерцании: И Я
открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты
возлюбил Меня, в них будет (Ин. 17, 26).
Когда присутствует в душе любовь, не только исчезает
и обращается в бегство весь рой страстей, но и процветает, 
10
как сказано, любовь к ближнему, боголюбезное смиренно-
мудрие, умиротворение, добросердечие и великодушие,
особенно же вера, надежда, радость, а вкратце сказать —
вручаются душе плоды Духа. И все части души от преиз-
бытка даров должным образом исцеляются: оставляет она
гнев и успокаивается от привнесения добродушия и любов-
ной радости, а вожделение переходит в жажду и стремление
к прекраснейшему блеску ослепительного сияния божест-
венных красот в созерцании Того, Кто первый поистине
желанен, Кто неизмеримо превосходит все благое и желан-
ное, поскольку от Него, через Него и в Нем все благое,
прекрасное и желанное.
 Рассуждающее же начало благодаря любовному еди-
нению с тем, что и является по преимуществу мудростью,
неустойчивое и несмышленое в созерцании Бога, в любов-
ном восхождении и соединении, умудряя ум, исцеляется
тем самым в рассудке.
Благодаря этому, ум чудесным образом совершает для
себя некий божественный круг, ибо всеблаженная любовь,
просиявающая из созерцания Бога, усиливает созерцание
Бога и таким образом также расширяет его, сама как бы
порождаемая созерцанием, и его, в свою очередь, порож-
дающая. Ибо, пригвождая ум вместе с ве%дением к Богу,
приуготовляет его как к видению откровений многих не-
сказанных созерцаний и таинств, так и к обоживанию,
посредством чего, со своей стороны, еще большей ста-
новится любовь, все время порождая и порождаясь у Бога,
беспредельного и вечного, и, таким образом, установив
причастного ей в достоинстве ангелов (раз именно они пос-
тоянно созерцают лик Отца нашего Небесного, как сказал
Господь), из чего следует для облиставаемых божествен-
ными лучами разумная необходимость духовно и прилич-
11
но питаться любовью в неостановимом по своему порыву
обращении к Богу и красоте Его великой, присносиятель-
ной и блаженной.
6. 3аключение
Каждый из богомудрых мужей превосходно знает это
всеобъемлющее, простое и безвидное, таинственное
созерцание Бога и главу самой любви, кормилицы ангелов
и духовного утешения, явное знамение жительства Бога в
нашей душе, искоренительницы всяческих страстей, на-
саждающей всяческие добродетели, охранительницы и
усовершительницы всех человеческих благ и доброт, вся-
ческое восхваление которой бессильно, ибо Бог есть лю-
бовь.
Святые и боговодимые мужи весьма хорошо познали,
как сказано, созерцание ее, сотворив ее безупречным оком
всех своих деяний, угодных Богу, и делали попечение о
ней целью всех своих устремлений в безмолвии — очевид-
но, что не без Духа, двигавшего их сердечно и сущностно
ясным духовным восприятием. Ибо до действия Духа со-
вершенно безнадежно напрягать ум в созерцании, чтобы
не учинил нам сатана, стремясь ввести нас в заблуждение,
вместо света мрак, а вместо спасения гибель. Ибо всему
свой срок, и добродетель, которая не смотрит на сроки,
многих погубила. Пусть Бог, изобильный податель благ,
воздаст нам должное по своей благодати. Аминь.
Св. Каллист Ангеликуд (Катафигиот)
(Составлено по книге: Путь к священному безмолвию.
Малоизвестные творения святых отцов-исихастов. М.:
Изд. Православного братства Святителя Филарета Мит­
рополита Московского. 1999)
12
2008 г.
Святитель Каллист, Патриарх Константинопольский, сначала
подвизался на Афоне под духовным руководством преподобного
Григория Синаита (память 8 августа). В 1350 году был возведен на
Вселенскую Константинопольскую кафедру, занимая ее при импера-
торах Иоанне Кантакузене (1341 —1355) и Иоанне Палеологе (1341—
1376). После двух лет первосвятительства он удалился для подвигов
безмолвия в устроенную им обитель в честь святого Маманта в Тено-
досе. Затем снова был возведен на Патриаршую кафедру. Преставил-
ся святой Патриарх Каллист около 1363 года в Сербии, куда был на-
правлен с посольством Иоанна Палеолога. Святитель Каллист извес-
тен как автор духовных творений.
На русском языке издано:
1. Беседы. Пер. митрополита Петра Могилы. [Киев], 1637.
2. Главы о молитве. Правило о изволяющих безмолвно и иночески
пожити, 100 глав. Добротолюбие. Изд. 2-е. Кн. 1, ч. И, М., 1882, то
же. Пер. Епископа Феофана (Говорова). Изд. Афонского Русского
Пантелеимонова м-ря. М., 1889. (О молитве, 14 глав — см. также:
«Христианское чтение», 1832, XLVII, с. 204 с илл.).
3. Аскетические творения святых отцев, Каллиста Катафиогита о
Божественном единении и созерцательной жизни. Иоанна Карпаф-
ского слово подвижическое. Пер с греческого Н. А. Леонтьев. Шестой
выпуск патрологического отдела журнала «Православный собесед-
ник» за 1898 год. Казань, 1898, 109 с.
4. Жизнь святого Григория Синаита.— Пер. И. И. Соколова, М.,
1904.
То же. Изд. П. А. Сырку. Слав. пер. СПб., 1909. (Памятники древ-
ней письменности и искусства. Т. ССХХП).
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.