6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Ж.Алферов. "ВЛАСТЬ БЕЗ МОЗГОВ" / Материалы по реформе РАН,опубликованные в СМИ "За достойное образование" / Единый учебник по истории

2015-06-03

Как появился учебник по истории? Краткая хронология


2013 год  

На сайте Российского исторического общества официально опубликован проект "Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории". Ссылка

 


 В феврале 2013 президент Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям заявил, что необходимо разработать единые учебники истории России для средней школы, которые будут написаны хорошим русским языком и будут лишены внутренних противоречий и двойных толкований. "Единая Россия" взялась за подготовку магистральной линии учебника.

Надо сказать, историческая наука прочно заняла лидирующие позиции в списке хобби и увлечений высших государственных чинов. Государственные деятели уже давно проявляли интерес к истории: председатель Государственной Думы, экономист по образованию, Сергей Нарышкин является также председателем Российского исторического общества, а министр культуры Владимир Мединский возглавляет Российское военно-историческое общество.

История последнего представляет определенный интерес: Мединский является автором книги "Негодяи и гении PR. От Рюрика до Ивана 4 Грозного", содержание которой претендует на историческую достоверность, хотя, на самом деле представляет факты истории в искаженном и политизированном виде. Следует, также, упомянуть о скандале, связанном с докторской диссертацией министра. Темой диссертации Мединского являлась оценка записок европейских путешественников о Московском государстве, которые Мединский считает недостоверным источником, так как, по его мнению, авторы сознательно фальсифицировали действительность из враждебности к России. По мнению ряда экспертов, в том числе специалиста по истории России XVII века Алексея Лобина, работу Мединского характеризуют дилетантизм, недобросовестность исследования, игнорирование источников.

Не является ли эта инициатива сверху попыткой навязать школам официальный политизированный взгляд на историю, не оставляющий место для дискуссий?

По мнению С. Нарышкина, "фундаментальной идеей" учебника должна стать "история формирования территории России и единого многонационального российского народа".

Процесс подготовки учебника начался, и крупные информационные агентства стали ареной для дискуссий. Или местом оглашения лишь официальной информации?

19 июня 2013 года в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная концепции "единого учебника" истории России. Во встрече с журналистами приняли участие руководитель рабочей группы по разработке единого учебника, директор института Всеобщей истории РАН Александр Оганович Чубарьян, а также ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Иосифович Пивовар. Были озвучены следующие мысли:

 - Особое место в учебнике будет уделено формированию многонациональной России. В учебнике будет «региональная составляющая» (свои предложения внесли Башкирия, Калининградская, Тверская, Белгородская и Новосибирская области),

- А.О. Чубарьян подчеркнул, что "главным общественным заказом" на новые учебники послужила "неудовлетворенность общества преподаванием истории в школе".

- Таже историк отметил: "Для меня это три главных вопроса: что такое советское общество, в том числе - оценка деятельности Сталина, второе - создание российского многонационального государства и присоединение различных территорий, и третье - как освещать в учебнике последние 20 лет - историю современной России".


 Работа над концепцией единого учебника по истории проходит несколько этапов. Первый этап касается проработки хронологического каркаса - перечня фактов, персонажей, событий и понятий, которые должны быть в основе концепции и должны присутствовать в каждом учебнике.

После 20 июня «каркас» концепции подвергнется широкому общественному обсуждению, которое продлится более 2 месяцев.  

Третий этап разработки концепции, по словам руководителя рабочей группы, связан с концептуальной стороной дела: "Он касается целей и задач исторического образования в средней школе и, в связи с этим, структуры образования". Сейчас существует концентрическая система, но обсуждается вопрос перехода к линейке. Большинство, как рассказал А.О.Чубарьян, склоняется к переходу на линейное историческое образование в школе, но дискуссионным остается вопрос, как осуществить этот переход.


Все неравнодушные смогут поучаствовать в общественном обсуждении единой концепции учебников по отечественной истории. До августа дискуссии будут вестись на сайтах Российского исторического общества (РИО),Ассоциации учителей истории и обществознания, портала «История.РФ», интернет-проекта «Пишем историю вместе» и дискуссионного клуба Минобрнауки России. Затем стартует очный тур на августовских педсобраниях, заседаниях Общественной палаты, Госдумы и других площадках. В октябре планируется утвердить концепцию, после чего будет объявлен конкурс на подготовку учебников.


Комментарии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.