6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / "Власть без мозгов" / Материалы по реформе РАН,опубликованные в СМИ "За достойное образование" / Творческие школы

2015-05-13

Диана Вишнева об Академии русского балета имени Вагановой


 Что значит для вас Академия русского балета имени Вагановой?

Диана Вишнева: Школа — это наше все, залог успешности и продолжительности нашей профессиональной жизни. Но везде важно, к каким педагогам ты попал: начиная от начальных классов, когда тебя ставят в позиции и объясняют азы методики, до самых выпускных. Хотя, когда я попала на Запад, то поняла, что в нашей школе есть и определенные минусы. У моих коллег разное отношение к Вагановской школе, но я испытываю к ней огромную любовь. Ее самые сильные стороны — постановка рук, спины, дыхания в движении, этого не даст ни одна другая школа.

Цитаделью вагановского метода остается сегодня академия балета в Петербурге, но одни не видят развития ее метода, другие говорят, что принципы Вагановой не соблюдаются…
Диана Вишнева: Думаю, если бы Ваганова была жива, она бы все усовершенствовала. В свое время она взяла лучшее, что было в балетном мире и соединила в своей методике. И если бы она увидела направление, в котором развивается сегодня западный балет, она бы учила иначе.
 
Диана Вишнёва_Монолог Кармен_Лозанна
 
Почему, вы думаете, метод Вагановой не развивается в наши дни?
 
Диана Вишнева: Чтобы вагановская система развивалась, в балетной педагогике должны появляться личности. А сейчас я таких людей не вижу. Последним был Константин Сергеев: он следил за изменениями, за новыми веяниями в хореографии. Когда я училась в третьем классе, Константин Михайлович Сергеев поставил мне
высший балл, который обычно не ставят ученикам такого возраста. Возможно, он заметил новую эстетику, привнесенную в школу новым поколением. Я также не могу не сказать об Игоре Дмитриевиче Бельском, который всегда чувствовал, что время идет вперед и важно привносить изменения в учебную методику. (купюра) Однако традиция — важнейшее понятие в нашей профессии, и школа должна ее хранить, но не забывать, что люди, создавшие эти традиции, всегда были в поиске и в развитии. Ученицы Вагановой рассказывают, что она подходила к каждой из них индивидуально.
Говорят, Ваганова повторяла своим ученицам слова Наполеона: «Солдаты, 20 веков смотрят на вас с вершин пирамид». А вы ощущали, что вашей школе — почти три века?
Диана Вишнева: Он был в стенах, в людях, — везде, и я поняла, что хочу там остаться. Сейчас, когда я бываю в школе, мне кажется, что это немножко не та школа, в которой я училась. Конечно, ремонт важен, но что сделать, чтобы сохранить атмосферу и историю предыдущих поколений?
Сейчас бываете в школе?
 
Диана Вишнева: В течение всех лет работы в Мариинском театре я приходила к моему педагогу Людмиле Валентиновне Ковалевой, и продолжаю работать с ней.
Студенты, на ваш взгляд, изменились со времени вашей учебы?
 
Диана Вишнева: Мне кажется, раньше каждая ученица была более индивидуальной. Сейчас свое лицо имеют единицы, и иногда перспективную девушку или юношу приходится ждать 3-4 года. Не знаю, чем это объяснить.
Учусь всему, что дает западная школа. Мне Вагановская школа дает свободу двигаться в любом направлении
Вы много работаете и на Западе, и в России. Какое, думаете, место занимает сегодня Вагановская академия в ряду других балетных учебных заведений?
 
Диана Вишнева: По-прежнему в первых рядах. Это одна из лучших школ. Когда я впервые приехала в American Ballet Theatre, я очень переживала, потому что мне предстояло танцевать балет английского классика Кеннета Макмиллана. Ко мне подошла Ирина Александровна Колпакова (педагог АВТ, ученица Вагановой — А.Г. ) и сказала: «Что ты переживаешь, у тебя же Вагановская школа!» Но ведь танцевать все по-вагановски неправильно. Когда я танцевала Нуреева, все удивлялись: ты не меняешь ни одного движения, но получается так красиво! Я стараюсь научиться всему тому, что может дать западная школа. Мне вагановская школа дает абсолютную свободу двигаться в любом направлении.
Вы уникальный пример балерины, сделавшей большую международную карьеру без разрыва с родным Мариинским театром. Как вам это удалось?
 
Диана Вишнева: Главное, надо иметь голову. Важно быть коммуникабельным, суметь стать частью коллектива и доказать на сцене, что ты имеешь право быть примой. Когда приезжаешь в другие труппы и новый хореограф, новые педагоги видят твою отдачу, в ответ они открываются.
 
Что значит для вас в этом новом мире ваша школа? Помогает она вам или сковывает?
 
 - Я счастлива, что моим фундаментом всегда была, есть и будет моя школа — Вагановская. В закрытом учебном заведении чувствуешь себя в определенном вакууме, но это помогает накопить пласты знаний и понимание того, чему посвятишь всю свою дальнейшую жизнь. Эти знания, полученные в годы освоения классического репертуара в Академии имени Вагановой и в Мариинском театре, до сих пор откликаются в том, что я делаю. Балерину ведь не раскрутишь, как юлу, это не шоу-бизнес. Это длительное становление, кропотливая каждодневная работа. И никакой твой статус, пусть даже самый звездный, не имеет значения. Я по сей день не выхожу из репетиционного зала по двенадцать часов! И нахожу в этом огромное удовольствие. В том, что можно заглядывать в себя глубже и глубже, уходить в понимание профессии — и себя самой. Знаете, как говорят: свою жизнь нельзя удлинить, но ее можно расширить
 

Комментарии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.