6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Ж.Алферов. "ВЛАСТЬ БЕЗ МОЗГОВ" / Материалы по реформе РАН,опубликованные в СМИ "За достойное образование" / Реформа образования

2015-02-20

ФГОС пришел в среднюю школу


 

День тишины - 1 декабря 2014 года. Именно тогда завершились общественные консультации по проекту примерной основной образовательной программы основного общего образования (сокращенно ПООП). Новая аббревиатура произошла от старой. ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) уже были апробированы на начальной школе, а в 2015 году новые стандарты проверят на пятиклассниках.

 

В 2015-2016 году вводятся новые стандарты образования для школьников 5-9 классов

Общественная инициатива в обсуждении стандартов, открытом для учителей, родителей и методистов, была переведена с опасной и ненадежной стези живого общения на интернет-просторы.

По словам первого заместителья министра образования Натальи Третьяк, «переход на Федеральные стандарты потребует повышения самостоятельности школ, роста их уверенности в выборе средств обучения и воспитания, в разработке своих образовательных программ. В помощь всем школам страны будет широко обсуждаться и совершенствоваться примерная основная образовательная программа для учеников 5-9 классов, построенная с учетом сформировавшихся традиций отечественного образования и лучшего опыта современных школ России».

Обсуждение происходило виртуально на специальном сайте и касалось заранее очерченного круга вопросов: примерная основная образовательная программа, что изучается на каждом предмете, часы, методы изучения и про "предметные, метапредметные и личностные результаты".

Почему государству понадобилось вдруг прислушиваться к мнению простых учителей? В ФГОСе не оговаривается содержание образования, так как по нему, каждая школа разрабатывает индивидуально свою образовательную программу на основе ФГОС и с учетом примерных основных образовательных программ. На создание этой примерной программы и направлено интернет-обсуждение. ФГОС же - "совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы", стандарты должны сформировать "готовность обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию", стать основой "организации образовательного процесса в образовательных учреждениях" и обеспечить ориентацию на "становление личностных характеристик выпускника". Государство постепенно вводит ФГОС по ступеням образования: первой ступенью в 2011 году стала начальная школа, затем основное общее образование (5-9 класс) в 2015 году, и, наконец, в 2020 году старшая школа примет стандарт среднего общего образования.

С какими нововведениями был связан ФГОС 2011 года для начальной школы?

В новых стандартах обговаривалась "обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса", то есть в привычном определении — внеклассные занятия. Обязательная часть составляет 80%, а необязательная — 20% от общего объема программы. В основную часть вошли семь предметных областей: филология, математика и информатика, обществознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология и физкультура. Вариативная часть должна содержать дополнительные дисциплины, которые выберут для себя школа и родители (например, иностранные языки, хореография). Кроме урочной деятельности в основную программу включено десять часов внеурочной. Это кажется странным, если учесть неразвитость в нашей стране бесплатного дополнительного образования. Что касается упомянутого вначале ФГОСа для средней степени,то это предметная школа, подразумевающая "формирование научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений". В учебный план входят русский язык, литература, иностранные языки, история, обществознание, география, математика, информатика, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физкультура, ОБЖ и основы религиозных культур и светской этики.

 

Возвращаясь к обсуждению ФГОС основного общего образования следует отметить, что те учителя, которые прокомментировали проект новых стандартов, сходились в одном. На их взгляд, за массой "умных" слов, витиеватых выражений и глубокомысленных пожеланий, таится пустота, отсутствие практической методологии.

 

Так, в разделе, посвященном математике у 5-9 классов, в проекте написано: "В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях."

 

На этот пассаж участник обсуждения, учитель математики с многолетним стажем, замечает:

"У меня вопрос: вся эта "красота" предполагает обучение детей простым вычислениям? Если да, то в каких пределах? До десяти? до ста? Какими арифметическими операциями должны овладеть учащиеся? Складывать, вычитать, умножать и делить должны? На каком уровне устно? на каком письменно? В столбик вычислять должны, а таблицу умножения знать должны? Или должны быть только компетентны, то есть знать, что ответ можно найти на последней странице тетрадки по математике? Порядок действий определять должны или нет? Насколько глубоко они должны продвинуться в решении текстовых задач арифметическими способами? Без ответа на сформулированные мною вопросы (а они ещё не все!) говорить об определении содержания начального математического образования не только непрофессионально, но ещё и преступно. При таком описании содержания изучаемого в начальной школе там можно ничему не учить из того, чему учили сотни лет до авторов этой "красоты" и чему через сотни лет после них будут продолжать учить — вопреки их стараниям. Удивляюсь я этим авторам: зачем же так откровенно показывать свою профессиональную несостоятельность, превращающуюся во вредительство? Не знаешь - не пиши! Не умничай на ровном месте!"


Комментарии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.