6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Ж.Алферов. "ВЛАСТЬ БЕЗ МОЗГОВ" / Материалы по реформе РАН,опубликованные в СМИ "За достойное образование" / Единый учебник по истории

2013-08-26

Мнения ученых о едином учебнике по истории


Юрий Пивоваров, академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам.

"Мне не очень нравится, что власть так активно проталкивает идею единого учебника. Я понимаю опасения многих историков и учителей, что он станет попыткой создания новой государственно-патриотической идеологии, причем не самого лучшего свойства. Такое уже бывало прежде, да и сейчас именно такое прочтение нашей истории пробивает себе дорогу. Я опасаюсь, что возобладает «государственническая» идеология, при которой хорошими окажутся все — и Колчак, и Фрунзе, и Ленин, и Деникин, и Сталин... Дескать, у каждого из них была своя правда. Именно такие, вроде бы объективистские, подходы, стоят на пути подлинного понимания истории. Если мы прочтем ее через интересы личности, через тему свободы человека и его сохранности, это будет одна история. Если через призму великих побед и славы оружия — другая. Что первичнее: триумф государства или триумф личности? От того, что мы выберем, зависит и будущее нашей страны..."

На телеканале "Дождь" 17.06: "Моя позиция вообще такая по поводу этого учебника, что прежде, чем писать единый учебник, другое дело, нужен он или нет, нужно хотя бы иметь более-менее общие представления об истории. В обществе должен быть достигнут консенсус, не полное согласие, но по основным вопросам, согласие по поводу нашего прошлого."

 

"Ситуация с учебниками не так плоха, – считает заместитель председателя правления Российского исторического общества Андрей Петров. – Да, их, может быть, чересчур много, но не фатально. Поручение президента можно использовать как шанс радикально пересмотреть ситуацию с преподаванием истории в школе. Родилась идея историко-культурного стандарта. Важно, чтобы все учебники имели единое ядро, тот минимум, который должны получить все школьники. Наша задача – обеспечить единое историческое пространство с точки зрения преподавания школьной истории. Это ни в коем случае не должно влиять на дискуссии в научной среде. Если там не будет столкновения альтернативных точек зрения, то и не будет продвижения вперёд. А содержание школьного образования должно фиксировать некое состояние науки на данный момент. Пересмотра этого содержания не происходило, по разным оценкам, в последние 15–20 лет".

 Известный историк И.Фроянов: "Преподавание истории в школе — дело государственной важности. А потому государство должно не только контролировать данный процесс, но и управлять им. Убежден, что для средней школы нужен единый учебник, поскольку на школьном уровне идейное разнообразие лишь разоружает подрастающее поколение и делает его уязвимым и доступным для чуждых, антироссийских концепций. А уже на вузовском уровне никто не мешает вводить многоцветье исторических интерпретаций...

 


Комментарии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.