6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / Дайджест / Наука и образование в России

Павел Парфентьев


Домашнее образование

Специально для СМИ "Социальный Пресс Клуб" и "За достойное образование"
 
Право на домашнее образование закреплено Законом.
Но как Закон выполняется?
 
В Общественной Палате РФ  прошел круглый стол на тему:   "Семейное образование - всем ли оно доступно?" Он вызвал немало откровенных признаний родителей в том, что они и их дети подвергаются за свой выбор формы образования  преследованиям, вплоть до угроз  отобрания детей.  Как оценивает результат встречи инициатор  - председатель  Межрегиональной общественной организации «За права семьи» Павел Александрович  Парфентьев.
 
Парфентьев  -   генеральный  директор  Аналитического Центра «Семейная политика.РФ» и Советником Всемирного Конгресса Семей по российскому конституционному, гражданскому и семейному праву
 
- Павел Александрович, какую цель Вы ставили при проведении круглого стола, как он готовился?
 
-  Цель, по существу, очень простая. По закону семейное образование – обучение детей школьного возраста вне школы, в семье, силами родителей – у нас в России доступно всем. На практике же это, увы, не так – родители, выбравшие эту форму, сталкиваются с серьезными препятствиями, проблемами, а то и просто преследуются.
Например, на нашем круглом столе выступила мама из Брянска, Юлия Черкасова. Она просто использовала свое законное право, выбрала для ребенка семейное образование – а в результате столкнулась не просто с жестким противодействием со стороны школы, но и с преследованием со стороны местных чиновников. Незаконное давление на мать оказывает прокуратура, ее пытаются без всяких причин привлечь к административной ответственности, определенное участие в этом давлении приняли даже уполномоченные по правам человека и по правам ребенка в регионе, которые, казалось бы, первыми должны были бы защитить нарушенные права граждан – матери и ребенка. Конечно, столь вопиющие случаи, сравнительно редки – но и они встречаются.
 
Есть и другие проблемы – скажем, с 2004 года была внезапно отменена норма федерального закона, по которому родители, обучавшие детей дома, получали от государства деньги в размере норматива финансирования обучения детей в школе. Это лишь справедливо – ведь требования к результатам образования государство предъявляет! Эти средства делали семейное образование доступнее для многих семей – нужно же приобретать книги, учебные программы для компьютера и т.п., родители несут расходы. Надо эту норму восстанавливать, а это предложение до сих пор не было услышано законодателями.
 
Так вот, цель круглого стола была одна – ясно и доказательно донести все эти проблемы до сведения членов Палаты, широкой общественности, прессы – и власти. С тем, чтобы хотя бы часть этих проблем законодатели и чиновники начали решать. Сейчас принят новый закон об образовании, с сентября он начнет работать, и еще не поздно внести в него некоторые изменение, нужные для решения этих проблем.
 
На круглый стол я пригласил родителей, которым на практике помогала или пыталась помочь наша организация в решении серьезных проблемы, представителей общественных объединений родителей-«семейников» из разных регионов. Люди, надо сказать, охотно откликнулись – для них тоже важно было собраться и увидеть, что они не в одиночку сражаются за своих детей.
 
 
- Как Вы оцениваете результаты круглого стола?
 
- Я считаю, что он прошел очень хорошо. Уже сейчас можно видеть – некоторые представители прессы серьезное внимание уделили поднятым вопросам. Представители Общественной Палаты воочию увидели – проблемы, о которых мы говорим, реальны, они серьезно бьют по реальным людям, и родителям – и детям! Благодаря Общественной Палате начался диалог с органами власти, были приняты очень толковые рекомендации по итогам круглого стола – их получат депутаты, министерство. Мы, конечно, будем прилагать все усилия, чтобы их не проигнорировали – разумеется, ни одна проблема не может быть решена «одним рывком». Нужно и дальше объединять усилия и добиваться решения стоящих проблем.
 
- А удалось ли уже чего-то добиться? Появилось ли какое-то новое понимание проблем?
 
Понимание… (смеется)… Ну, для меня, пожалуй, это понимание новым не было – я уже много лет на практике помогаю такие проблемы решать, сталкиваюсь с разными ситуациями. Но было важно, чтобы другие – пресса, общество, увидели эту картину более ярко и в целом. Надеюсь, это отчасти получилось.
Уже сейчас есть готовность со стороны Министерства образования и науки учитывать наши предложения при подготовке как минимум некоторых подзаконных документов, которые сегодня разрабатываются. Будем работать, последовательно добиваться нужного – посмотрим, какими будут результаты этого диалога.
Я, собственно, не вижу причин, чтобы они не были хорошими. Ведь на самом деле, когда всем хорошо в сфере образования – и детям, и родителям – хорошо и государству, и Министерству. Поэтому чиновникам надо просто научиться слышать практиков и специалистов в этой области, это в общих интересах. И тут Общественная Палата может сыграть свою роль, которая официально и заявлена в законе о ней – быть местом диалога между гражданским обществом и властью. Увы, эта роль вовсе не всегда успешно Палатой осуществляется – но, мне кажется, в сфере образования все, при наличии желания у всех сторон, может быть очень результативным.
- С кем могут связаться родители, которые хотят учить детей дома?
Можно связаться с нашей организацией – «За права семьи» (profamilia.ru@gmail.com). Питерцы могут обратиться в клуб «Домашнее образование в Санкт-Петербурге», встречи которого проходят регулярно при 277 школе Кировского района (председатель – Наталья Геда, ngeda@yandex.ru). Есть еще, собственно, большая группа ВКонтакте -http://vk.com/club11658537).
 
Кстати, наша организация помогает родителям-«семейникам» из разных регионов создавать свои местные общественные организации, защищать свои интересы. Мы можем проконсультировать, как создать такое объединение, как грамотно продвигать тему семейного образования «на местах», осуществляем постоянное сотрудничество с такими организациями, подписав с ними об этом соглашения.
- Почему же все-таки существуют проблемы?
 
Во-первых проблемы существуют из-за недостаточного финансирования школ. Когда дети из школы уходят, школа может терять деньги, боится этого. Но есть и вторая, более значимая проблема - к сожалению, педагоги ошибочно видят в выборе семейного образования вызов своей компетенции, мыслят шаблонами вида «ребенок должен учиться в школе», «домашним детям не хватает общения» и т.п. – все эти шаблоны, кстати, исследованиями давно
опровергнуты. Надо здесь менять сознание педагогов – они должны понимать, что их никто не собирается обижать, что школьный подход и семейный подход к образованию – два разных и равноправных подхода, из которых может выбирать семья, и это – на пользу всем. И тогда педагоги смогут стать помощниками семьи, а не противниками.
- Подведем итоги. Что Вы считаете сегодня самой главной задачей в этой сфере?
 
- Прежде всего – просвещение. Надо, чтобы и родители, и педагоги, и чиновники знали, что есть семейное образование, что все имеют на него право, и что оно дает отличные результаты. Конечно, никогда все родители не будут забирать детей из школы. Но сама возможность сделать это идет на пользу всем – и школе, и семье, и главное – детям.
 
Персональный блог Павла Парфентьева
 
http://parfentiev.ru/
 

 Павел Александрович Парфентьев – генеральный директор Аналитического центра “Семейная политика.РФ”, председатель Межрегиональной общественной организации «За права семьи», общественный эксперт в области фамилистических аспектов законодательства и семейной политики.  Член Оргкомитета Всемирной Конференции по домашнему образованию – 2012 (GHEC 2012). В 2013 году назначен Послом Всемирного Конгресса Семей к европейским структурам. Советник Всемирного Конгресса Семей по международному праву прав человека и по российскому конституционному, гражданскому и семейному праву.

Участник многих встреч  Социальномго   Пресс Клуба.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.