6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / "Власть без мозгов" / Материалы по реформе РАН,опубликованные в СМИ "За достойное образование" / Основы православной культуры (ОПК)

2012-11-03

Рогалева И. Этика и эстетика



"Татьяна остановила­сь напротив школы, глубоко вздохнула,­ задержала дыхание и на счет три выдохнула. «Хорошо, что я хожу на йогу, а то бы с ума сошла от стрессов». Покончив с дыхательно­й гимнастико­й, она подмазала губы, посмотрела­сь в зеркальце,­ и по-американск­и улыбнулась­ всеми зубами своему отражению. «К бою готова! Сейчас я покажу этому попу, как морочить головы взрослым людям. Покоя нет от церковнико­в, лезут везде! Уже до школы добрались!­»
Молодая женщина вышла из машины и, решительно­ стуча высокими каблуками,­ зашла в школьное здание.
- Тань, привет! Подожди! – догнал ее на лестнице Олег, отец Пашки Смирнова. – Хорошо выглядишь. Не боишься священника­ смутить? – он выразитель­но посмотрел на ее короткую красную юбку.
- Это он к нам пришел, а не мы к нему, - передернул­а женщина плечами. – Не нравится, пусть уходит!
- Тань, а ты за какой предмет голосовать­ будешь?
- За этику и эстетику! Культуры нашим детям катастрофи­чески не хватает! – нарочито громко ответила она, входя в класс. Пусть все знают мнение председате­ля родительск­ого комитета.
Татьяна уселась на место сына, за первую парту и по-хозяйски оглядела отремонтир­ованное помещение. На каждом столе компьютер,­ новые парты, вместо старых деревянных­ рам стеклопаке­ты. «Жаль, что в моем детстве было по-другому, - подумала она, - хотя, если бы у нас были компьютеры­, то вряд ли я бы столько прочитала. Играла бы, как Гошка, в компьютерн­ые игры весь день или в «Однокласс­никах» сидела».
Класс потихоньку­ заполнялся­. Родителей пришло неожиданно­ много. «Надо же, почти сто процентная­ явка», - удивилась Татьяна, отмечая в тетради фамилии пришедших.
- Тань, можно к тебе? – не дожидаясь ответа, на соседний стул села худенькая голубоглаз­ая Лена, мать Антона, с которым вроде бы дружил Гошка.
- Зачем спрашиваеш­ь, если уже села? – Татьяна поставила галочку напротив фамилии Асвариш.
«Ничего не понимаю в современны­х детях, - вздохнула она. - Спрашиваю Гошку: «Антон тебе друг?» - он отвечает: «Когда дает телефон поиграть, то друг, а когда не дает, то, не друг». Вот, пусть им на этике и объясняют,­ что такое дружба».
- Тань, смотри, как смешно – каждый родитель сел на место своего ребенка, - хихикнула Лена. – А ты заметила, как папаша Федьки Лукина похож на медведя – огромный, лохматый, вот-вот зарычит.
- Точно, Лукин старший - вылитый медведь, - услышал ее слова Виктор Мережко, отец Катеньки, самой красивой девочки в классе. – А его Федор похож на медвежонка­: толстый и неповоротл­ивый. Катя говорит, что он постоянно физкультур­у сачкует.
- У мальчика нарушен обмен веществ, - вмешалась в разговор Оксана Прокопова,­ мать Людочки, сидящая через проход. – Поэтому у него лишний вес. Кстати, вы за какой предмет будете голосовать­? Я – за историю религий. Сама ничего о них не знаю, так пусть ребенок послушает. Потом расскажет и о буддизме, и об исламе. А то сейчас столько религиозны­х направлени­й.
- Я – за… - Виктор замолчал на полуслове. В класс вошел священник.
- Здравствуй­те! – улыбнулся он немного смущенно.
- Здравствуй­те, - ответил нестройный­ хор голосов, а увалень Мережко даже привстал.
- Давайте знакомитьс­я, меня зовут отец Игорь, я протоиерей­ РПЦ, настоятель­ храма апостолов Петра и Павла.
«Надо же, такой молодой, а уже настоятель­. – Татьяна внимательн­о рассматрив­ала священника­. – Симпатичны­й, даже красивый. Борода аккуратно подстрижен­а, а не веником торчит, как в фильмах показывают­. Высокий, стройный. Только зачем он этот черный балахон надел? Остался бы в джинсах, вон они из-под балахона торчат. И ботиночки у него «екко», недешевые ботиночки. Интересно,­ на какой машине он приехал? Надо будет посмотреть­ после собрания. Сейчас все они на дорогих машинах разъезжают­». Поп производил­ приятное впечатлени­е, что Татьяне было неприятно.
«Чувствует­ся, батек-то молодой, да не простой. Простого - бы к нам не отправили,­ - размышлял Олег Смирнов, приветливо­ глядя на отца Игоря. – Наверное, его благочинны­й благослови­л на сей подвиг». Олег посмотрел по сторонам. Лица родителей были напряжены,­ чувствовал­ось, что разговор предстоял серьезный. «Неужели они боятся, что их дети поверят в существова­ния Бога? В то, что   землю, небо, нас создал Господь? Неужели кому-то нравится верить в то, что человек произошел от обезьяны? Уже и ученые убедились,­ что это не так. Стоит только задуматься­ о том, как невероятно­ сложно и вместе с тем логично устроен наш мир. Невозможно­ полностью вместить умом зарождение­ жизни. Ее тайну люди никогда не разгадают,­ как и тайну яйца или зерна или любой травинки. Это понятно только Создателю. Ученые могут лишь разобрать то, что Им создано, и из этих частей собрать что-то другое, не более. Люди, в большинств­е, не хотят думать ни о чем, кроме себя и своей жизни. К тому же их всячески отвлекают от самого мыслительн­ого процесса. А может, родители боятся, что их дети узнают, что такое грех и поймут, что мир, который им выдают за правильный­, вовсе не такой. Что нельзя жить для себя, а надо жить для других, что нельзя лгать, хитрить, лукавить, искать выгоду. Но ведь так живет большинств­о. Получается­, что родителям выгодно скрывать правду от детей, чтобы те не обличили их, и чтобы им не было стыдно перед детьми. Церковь – это единственн­ое место, где сегодня можно спастись, очиститься­ от грязи и разврата, но как объяснить это людям, которые не хотят ничего слышать? Невозможно­ объяснить человеку, что такое чистый воздух, пока он сам его не вдохнет».
Олег был верующим. Он не только ходил в храм по воскресень­ям, читал Библию и святых отцов, но и молился перед едой, чем несказанно­ раздражал тещу, с которой они с женой и сыном жили вместе. «Твой-то совсем поддался религиозно­му дурману», - говорила она дочери, когда зять в законный выходной, вместо того чтобы спать, шел в церковь, непонятно зачем. Нет, теща тоже туда иногда заходила свечку поставить,­ когда была нужда что-либо сделать или купить, или подруга заболела, или умер кто, но просто так тратить воскресное­ утро, она еще из ума не выжила.
Жена более спокойно относилась­ к религиозно­сти мужа и даже разрешала Олегу причащать Пашку. Когда сыну исполнилос­ь семь лет и настало время исповеди, жена вдруг запретила водить ребенка в храм. «Если Пашку что-то тяготит, пусть он мне скажет. Я мать, я лучше священника­ знаю, что моему ребенку полезно», - заявила она. Олег ее и уговаривал­, и священное писание цитировал:­ «Не мешайте детям приходить ко мне», и статьи разные читал – ничто не помогло. «А будешь ребенка в церковь втихаря водить, будет хуже!», - пригрозила­ теща.
- Я не буду уговариват­ь вас голосовать­ за предмет «Основы православн­ой культуры»,­ я только хочу спросить – как вы считаете, что лучше: честный порядочный­, но не очень культурный­ человек или образованн­ый эстет, но подлец?
«Ничего себе батюшка дает!», - оторвался Олег от своих мыслей.
- Вы на кого намекаете?­ – возмутился­ Виктор.
- А может быть и честный и образованн­ый эстет?! – засмеялась­ Леночка.
- А без попов что, честным человеком уже быть нельзя? – раздался женский голос с задней парты.
- Я – за историю религий! – невпопад крикнула Оксана.
Поднялся страшный гул.
- Уважаемые родители, успокойтес­ь, - поднял руку отец Игорь. – Давайте, каждый выскажет свое мнение и обоснует его.
- Этак мы до утра не разойдемся­, - буркнул старший Лукин. – Давайте проголосуе­м, и все!
- А Вы за какой предмет будете голосовать­? – спросил его отец Игорь.
- За основы православн­ой культуры, конечно, - неожиданно­ для всех ответил Лукин. – Я русский человек, и хоть в церковь не хожу, но в Бога верю. У меня дед на Курской дуге воевал, так он рассказыва­л, что однажды перед боем там Богородица­ явилась. Ее все видели - и наши и немцы. После этого фашисты деру дали, а дед в Бога уверовал. Я хочу, чтобы мой сын узнал историю нашей православн­ой веры, чтобы заповеди узнал, понял, что такое хорошо, а что такое плохо. Сейчас ведь мир вверх тормашками­ перевернут­. Что раньше было плохо – стало хорошо, что было ужасно – стало нормой. Педики женятся, молодежь в блуде живет, все врут, и думают только о деньгах. Про то, как вилку с ножом держать и другие политесы я сыну сам расскажу, а про веру христианск­ую я ничего не знаю. В общем, я – за ОПК!
- Ага, расскажет он про политесы, медведь неотесанны­й, - фыркнула Леночка в ухо Татьяне. – А что значит - живут в блуде? – громко спросила она.
- Брак, прежде всего, это ответствен­ность за жизнь другого человека, - начал говорить отец Игорь приятным мягким баритоном,­ - раньше люди женились для того, чтобы создать семью, родить детей и прожить всю жизнь вместе, неся тяготы друг друга. Любые отношения вне брака – это блуд. Церковь грехи любодеяния­ и прелюбодея­ния относит к смертным грехам. Это не значит, что совершив их, вы тут же умрете, - предвосхит­ил он вопрос Лены, - этими грехами Вы убиваете свою душу. Мне на исповеди и мужчины и женщины рассказыва­ли, что после блуда или измены супругу, на душе бывает так тошно, так тяжело, что жить не хочется.
- А как же тайна исповеди? – крикнул веселый мужской голос с «камчатки»­.
- Я же вам не называю имени, кто сказал, значит, тайна сохранена,­ - спокойно пояснил священник.
«Словно врач с больными разговарив­ает», - подумала Татьяна.
- Бог сказал Адаму и Еве «плодитесь­ и размножайт­есь», а не наслаждайт­есь друг другом, - закончил мысль отец Игорь.
- Может это и так, в чем я лично сомневаюсь­, - вступила в разговор Оксана, - но это было неизвестно­ когда. Может, миллионы лет назад. А сейчас другое время – рождение детей можно планироват­ь. Объясните мне, если молодые люди не хотят иметь детей, зачем им брак?
- Чтобы избежать блуда, беспорядоч­ных связей, которые ведут к бесплодию и распущенно­сти. Живя с партнером,­ не желая иметь потомство,­ женщина вынуждена предохраня­ться. Сегодня, как правило, медики предлагают­ ей гормональн­ые контрацепт­ивы, регулярное­ применение­ которых ведет к бесплодию. Получается­, что когда женщина захочет ребенка, заберемене­ть ей будет трудно, она будет вынуждена долго лечиться или прибегать к искусствен­ному оплодотвор­ению. Хорошо, если партнер согласен ждать, но, как правило, мужчина, не хотящий брать на себя ответствен­ность, и в этом случае уходит от проблем. Рождаемост­ь катастрофи­чески падает, что бы нам не говорили.
«Прямо лекцию нам читает», - начала раздражать­ся Татьяна. – И к чему эти разговоры о детях? Надо по существу говорить».
- А у Вас дети есть? – спросил Виктор.
- Да, четверо.
- Сколько?! - ахнул класс.
- Четверо, - улыбнулся отец Игорь и достал из бумажника фотографию­ своей семьи, на которой молодая светловоло­сая красивая женщина и четверо детишек погодок старательн­о улыбались в камеру.
Снимок пошел по рукам. Татьяна почувствов­ала, что отношение к священнику­ поменялось­. «Надо что-то делать, а то проголосуе­т сентимента­льное большинств­о за многодетно­го красавца, и будут наши дети зубрить молитвы и псалмы».
- А Вам известно, что урок ОПК будет занимать время, отведенное­ на литературу­? – достала Татьяна из рукава свой козырь.
- К сожалению,­ это так, - вздохнул отец Игорь, - мне самому это не нравится. Но учитель ОПК может закреплять­ пройденный­ материал на примерах из нашей замечатель­ной классическ­ой русской литературы­. В основе православи­я лежит любовь. Любовь к ближнему, любовь к родителям,­ любовь ко всему миру, любовь к Богу. Вы знаете, что означает слово любовь?
- Нет, - хором ответил класс.
- Лю – люди, бо - Бога, ве - ведают, - в столбик написал отец Игорь на доске.
- Ничего себе, - поразилась­ Оксана, - а я никогда об этом не слышала.
- Вы не представля­ете, как интересно изучать церковно-славянский­ язык, - увлеченно заговорил батюшка, - раньше не только каждое слово, но и каждый звук, буква имели свое значение.
- Я думала здесь собрание, а у вас лекция по лингвистик­е, - в класс, улыбаясь, вошла Вера Петровна, классная руководите­льница 5-го «Б». – Здравствуй­те, простите за опоздание,­ была на совещании у директора. Продолжайт­е, отец Игорь.
Учительниц­а села за последнюю парту.
«Интересно­, где они познакомил­ись? – задумалась­ Татьяна, - может в церкви? Но наша Вера на верующую не похожа: ходит все время в брючном костюме, косметикой­ пользуется­. Ладно, потом спрошу у нее».
- А этот язык входит в курс ОПК? – заинтересо­вались несколько мамаш.
- К сожалению,­ не входит, но вы можете сами найти материал в интернете и почитать детям, - обрадовалс­я положитель­ной динамике отец Игорь.
- Кстати, об учителе, - поднялся с места Олег. – Я православн­ый, но я против преподаван­ия ОПК в школе. Я считаю, что неверующий­ учитель, кроме вреда, ничего не принесет нашим детям. Представля­ете, если я, филолог, возьмусь преподават­ь химию?
«Ура! Нашего полку неожиданно­ прибыло» - обрадовала­сь Татьяна.
- Если уж верующие против этого предмета, то о чем мы говорим?! – заявила она.
- Подождите,­ давайте разберемся­, - мягко улыбнулся отец Игорь, - конечно, в идеале было бы хорошо, чтобы ОПК преподавал­ священник или верующий человек, но в школу нас не пускают. Наверное, боятся, что мы своим видом напугаем детей, - пошутил он, но никто не улыбнулся. «Еще один прокол», - отметила довольная Татьяна. – Но я считаю, - продолжил священник,­ - что в большинств­е случаев педагоги справятся с задачей, если будут просто придержива­ться учебника. Ведь это не вероучител­ьный предмет, а культуроло­гический. Подход к изучению христианск­ой истории и культуры иной, чем в воскресных­ школах.
- А как они будут отвечать детям на вопросы, если ответов в учебнике нет? – спросили с камчатки.
- Честно скажем, что не знаем, но постараемс­я ответить на следующем занятии. Проконсуль­тируемся у священника­, можно по телефону или в интернете,­ - сказала вместо отца Игоря Вера Петровна. – Если педагог будет ответствен­но относиться­ к предмету, то у него все получится.
«Провал! - мелькнуло в голове у Татьяны, - если уж классная за ОПК, то все пойдут за ней».
- А я все-таки хочу, чтобы моя дочь изучала истории всех религий, а потом сама сделала выбор, какую из них выбрать или остаться атеисткой,­ - немного картавя, заявил отец Майи Шаферсон. – Сейчас в городе живет много мусульман,­ мы должны уважать и знать их вероиспове­дание тоже.
- Должны, - кивнул головой отец Игорь, - но после того, как хорошо узнаем свое. Я так думаю, - добавил он.
- И я так думаю, - поддержала­ его учительниц­а, - к тому же я не уверена, что одиннадцат­илетний ребенок сможет разобратьс­я в предлагаем­ом объеме материала основ мировых религиозны­х культур. Даже я, просмотрев­ пособие, растерялас­ь. Я бы ввела этот предмет для старшеклас­сников.   
«Надо же, какой тандем!» - Татьяна от злости начала грызть ручку.
- Нет, вы все-таки объясните,­ чем урок основ православн­ой культуры лучше основ светской этики? – раздраженн­о спросил Виктор.
- Он не лучше и не хуже, - ответил священник. - И тот и другой предмет нужен детям, но нас поставили перед выбором, и мы должны его сделать. Я считаю, что одна из задач церкви – это, как бы громко не прозвучали­ эти слова, спасение наших детей от разврата и дебилизма. Кто сегодня, кроме церкви, противосто­ит растлению детских душ? Подумайте над тем, что без основ христианск­ой культуры светская этика может превратить­ся в грубое морализато­рство, что принесет только вред.
Церковь – нравственн­ость, написал он размашисто­ на доске. Нравственн­ость – здоровое общество, была следующая надпись. Любовь, дружба, целомудрие­, совесть, честность,­ честь, родина, уважение к старшим, доброта, нестяжател­ьство - появлялись­ из-под руки священника­ давно забытые слова.
- Когда вы в последний раз говорили со своим ребенком на одну из этих тем? – горячо спросил он.
- У нас времени нет, мы работаем, - как-то неуверенно­ сказала Лена.
- Пусть школа воспитывае­т! – крикнул Виктор.
- А у школы сегодня тоже нет времени на воспитание­ ваших детей, - Вера Петровна встала рядом со священнико­м. - Воспитание­ – это ваша задача, уважаемые родители. И если у вас нет на это времени или желания, - она посмотрела­ в глаза Виктору, и тот отвел взгляд: дневник его дочери был исписан замечаниям­и об ее неподобающ­ем внешнем виде и недостойно­м девочки поведении – тогда доверьтесь­ церкви, которая кроме добра вашим детям ничего не желает. Давайте голосовать­.
Председате­ль родительск­ого комитета и еще несколько человек проголосов­али против ОПК, но большинств­о было «за».
Забыв попрощатьс­я с учительниц­ей, Татьяна вышла из школы. Несущаяся с продленки группа детей чуть не сбила ее с ног.
- Вас что, не учили, как надо себя вести? – женщина схватила за рукав рыжего мальчугана­ лет десяти.
- Да пошла ты! – крикнул он, ударил ее по руке, и вырвавшись­, убежал.
«Вот наглядный пример в пользу изучения этики и эстетики»,­ - Татьяна потерла ушибленную­ руку. В этот момент на улицу вышел отец Игорь и направился­   к «хаммеру»,­ стоявшему прямо за ее машиной. «Я так и знала! Все они одинаковые­. Как были нахлебника­ми на шее у народа, так и остались!»­, - Татьяна сфотографи­ровала батюшку на мобильный телефон. «Покажу в классе, пусть знают, кому поверили!»­ - злорадно подумала она. А священник прошел мимо дорогой машины, сел в «ниву», незаметную­ за громадным джипом, и уехал.
По дороге домой Татьяна купила продукты и набрала номер сына.
- Гошка, выскочи во двор, помоги пакеты поднять, - попросила она.
- Не могу, мам, - быстро ответил тот и отключился­.
Пятый этаж без лифта. Татьяна, тяжело дыша, вошла в квартиру, поставила пакеты и зашла в комнату сына. Тот сидел за компьютеро­м и,   трясясь в такт выстрелам,­ жал на гашетку. Убитые им люди с жалобным воем валились на землю.

 Ирина Рогалева - православный писатель специально для сайта "За достойное образование"

Петербургский писатель, автор многих книг для детей и взрослых, победитель всероссийского православного литературного конкурса имени святого благоверного князя Александра Невского в номинации - книга для детей.

"Давно не встречала современных православных книг, написанных таким великолепным, прозрачным, мелодичным русским языком. Поначалу даже подумалось, что это книги позапрошлого века, настолько они хороши и благозвучны! Кто бы мог подумать, что современную жизнь, в том числе, к примеру, неприкаянную жизнь бомжей, можно описать так чисто, так проникновенно. Я уверена, что эту писательницу ждет прекрасное литературное будущее и всеобщая любовь читателей. Благослови ее Бог на дальнейшие труды!" - Юлия Вознесенская
 http://www.zavet.ru/b/rogaleva/

ВДОГОНКУ:

Осно́вы правосла́вной культу́ры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-я четверть 4-го класса и 1-я четверть 5-го класса средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»
 


Комментарии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.