6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / "Власть без мозгов" / Материалы по реформе РАН,опубликованные в СМИ "За достойное образование" / Основы православной культуры (ОПК)

2012-11-03

Мнение учителя о преподавании ОПК


АКТУАЛЬНО: КТО ПРЕПОДАЕТ ИЛИ БУДЕТ ПРЕПОДАВАТЬ В ШКОЛЕ ОСНОВЫ  ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ?

С сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации будет введен обязательный для изучения в четвертом классе комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В ходе апробации курса в школах 21 региона России выяснилось, что 30% родителей выбрали преподавание основ православной культуры. Необычайно важными для них остаются вопросы: кто преподает или будет преподавать в школе Основы православной культуры, в какой форме, с каким сердцем и отношением, чем этот человек «заразит» детей – своей любовью ко Христу и Его святым или мертвенной скукой по отношению ко «всему божественному».

Начиная наше воцерковление, мы и детей начали приобщать к вере и истинам Божиим. Очень быстро стало понятно: если делать это вне естественного общения с детьми - в форме определенных тематических бесед, то ничего не выходит - детям скучно: они сразу узнают «благочестивые нотки» в голосах  родителей. У них даже лица становятся другими – они терпеливо приготавливаются слушать «про божественное», подобно тому, как готовят себя дети к трудному и нудному уроку. Я ничего не имею против напряжения ума и воли, а нашим детям от этого никуда не деться в школе, во время занятий. Но вот надо ли превращать обучение вере Христовой в школу – для меня вопрос.
Постоянное общение с детьми в семье, в котором естественным образом присутствуют беседы о Христе, о заповедях Божиих, о вечной жизни, о смерти (и об этом детям в определенном возрасте становится очень интересно и важно знать); чтение вслух хороших детских книг (не всегда о святых, не всегда Библию, иногда это «Хроники Нарнии», сказки Андерсена, Астрид Линдгрен…) – это все дает возможность подлинного обучения, которое гораздо эффективнее. Скучающая же учительница, преподающая ОПК без искры Божьей в собственной душе, и не дай Бог, еще и атеистка, может надолго закрыть в душе ребенка путь к Богу.
Родитель же, обдумав и помолившись, всегда может найти в Библии примеры либо ситуации похожей, либо слова, которые что-то объяснят ребенку и укрепят его в добром. Мы открываем Священное Писание – и читаем, комментируя и примеряя на жизнь ребенка. Авторитет Писания значительно выше, чем наш, это я уже не раз замечала. Ребенок, особенно подросток умеет мыслить и анализировать, он может вступить в полемику, начать выяснять, но, в конце концов, если вы сумеете убедить (а мы должны суметь) и зажечь его сердце веровать в безграничную милость и мудрость Небесного Отца, ребенок согласится принять то, что принять иногда очень трудно. В таком общении задействованы эмоции, воображение, чувство, переживание и сопереживание. Интуитивно я понимаю, что если «перевести» это в форму классных занятий, можно что-то упустить.
Конечно, сама я очень многое упускаю, например, мои дети не подкованы в догматике, хотя и знают основное, что необходимо знать для осознанного чтения молитвы «Отче наш», например. Старшему, 12-летнему, объяснен и «Символ веры». Но я глубоко убеждена, что вот это-то никуда от них не уйдет. Не верю я, что нужно возвращаться к академичному обучению детей Закону Божиему, когда знания могли быть, и на «отлично», а была ли подлинная живая искренняя вера – не факт. Раздумываешь об этом всегда, когда читаешь русскую литературу XIX века, а также книгу Марка Твена о Томе Сойере, мимо которой пройти невозможно. И больно видеть, как можно было исказить в сердцах детей восприятие Евангелия.

Наталия Зайцева,
учитель, мама двоих сыновей, воспитывающая их в православной вере.

 
 
 


Комментарии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.