6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / "Власть без мозгов" / Материалы по реформе РАН,опубликованные в СМИ "За достойное образование" / Законопроекты

2012-05-23

А. Деркач. Образование как услуга?


Разные точки зрения высказываются о будущем российского образования.

Предлагаем Вашему вниманию статью нашего постоянного автора.

А.Деркач:

ЗА ДОСТОЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТОЙНЫМИ СПОСОБАМИ

Конечно, борьба за достойное образование – дело похвальное. Митинг против закона об образовании, того самого Закона № 83-ФЗ, пройдет 24 апреля в Москве. Но достойный ли это способ добиться желаемого? И чего на самом деле пытаются добиться идеологи данного мероприятия?

Итак, 24 апреля организация, именуемая Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель», и ее сопредседатель Андрей Демидов призывают выйти на митинг протеста против Закона № 83-ФЗ. Для организации, сформированной, согласно открытым данным их сайта, не так давно, 16 января 2011 года, призыв к стране выйти на митинг, мягко говоря, амбициозен. За последнее время, как показывает мониторинг СМИ, общественный рупор профсоюза Андрей Демидов высказался по весьма широкому спектру вопросов – от экстремизма и государственной политики по этому аспекту, поддержки акций под лозунгом «За честные выборы», оппозиции к политическим предпочтениям руководства Федерации независимых профсоюзов – и до повышения заработной платы учителям.
Конечно, переход на личности для журналиста является последним делом, как и для педагога, но, покаюсь в том, что в данной статье это уже случилось. Просто призывы к митингам, акциям протеста вот уже примерно как год являются своего рода национальным трендом, если не сказать больше. И каждый, кто призывает протестовать, автоматически привлекает к себе внимание, зарабатывает «лайки», многократно цитируется и много чего еще делает. PR-технология в классическом понимании: услышали бы мы о профсоюзе «Учитель», если бы не Андрей Демидов? Ответ очевиден.
Действительно, переход на личности здесь неуместен. Оставим эту идею и принесем извинения Андрею Демидову, ведь все его призывы обоснованы и выстраданы российским социумом. Трудно их не поддержать – в том и дело. Посмотрим на требования митинга глобально. Чего его устроители пытаются добиться? Привлечь внимание к проблеме образования как будто этого внимания не хватает? Предложить что-то иное, свой вариант обсуждаемого закона, чтобы запутать всех окончательно? Потребовать в мгновение ока увеличить зарплату учителям, затратив для этого неизвестно какие ресурсы, освободив учителей от необходимости работать на полторы-две ставки? Исключить платные услуги из школы и перестать позиционировать образование как услугу? Отменить «Основы православной культуры» несмотря на требования многих на местах ввести этот предмет в школьную практику? Полную и окончательную отмену очередей в детские сады, опять-таки, неизвестно какими способами?
У многих тех проблем, с которыми нам предлагают бороться, ноги растут как раз от нас самих, от педагогического сообщества, армии родителей и воспитателей. Кроме того, любая глобальная критика системы образования, с чем соглашались в своих работах многие классики педагогики, подчас упускает из виду самое главное: при любом строе и в любом государстве система образования выполняет социальный заказ, то есть заведомо подневольна, конечно, если можно так выразиться. Складывая этот нетленный тезис с приведенными выше требованиями, которые трудно не поддержать, нельзя не заметить следующее.


Во-первых, странно, почему такие глобальные протесты стартовали именно сейчас, ведь законопроект достаточно широко обсуждался около года назад. И надо отдать должное членам рабочей группы – они не прятались и проделали довольно большую работу по учету ряда замечаний.
Во-вторых, не совсем понятно, какие ресурсы в одночасье должны взяться в стране для выполнения требований. Несмотря на положительную оценку альтернативного проекта закона, предложенного Олегом Смолиным, многие авторитетные специалисты констатируют, что и он не является совершенством. Не является хотя бы потому, что страна и мир вокруг изменились, изменились с нашей подачи и нашими желаниями.
В-третьих, разговоры о том, чтобы изъять платные услуги из школы выглядят довольно смешно. Ведь вспомните, еще лет пятнадцать тому назад учительское сообщество вопило в попытках легализовать проводимые на коммерческой основе кружки и секции иностранного языка, ритмики, информатики и так далее. Что посеяли – то и пожали.
В-четвертых, школа слишком сильно подсела на финансовую иглу, чтобы с нее так просто соскочить. Десяток лет назад разговоры о финансовой самостоятельности учебных заведений, возможности самостоятельно перераспределять потоки, звучали в каждой учительской. Школе дали желанную свободу – финансовые потоки сразу перераспределились не совсем туда, куда следовало бы. А что, этого нельзя было предугадать? Но учительское сообщество было трудно остановить в борьбе – и снова пожали.
В-пятых, известны ли протестующим удачные попытки отказа от добровольно-обязательных дополнительных школьных занятий, например, по иностранному языку? Удачные в том смысле, что сами же учителя не превращали ребенка в козла отпущения, вынуждая родителей «сменить контору»? Скорее, как знакомая мне мама второклассника, все покорно будут отдавать в месяц 2000 рублей за то, чтобы недельная нагрузка их чада возросла до 42 часов. А сами пробовали столько проработать?         
В-пятых, про детские сады, многие здания которых были переданы школам под различные нужды. Это вообще без комментариев.
В-шестых, про ставки, которые распределяются во многих случаях по знакомству и за красивые глазки. «Зачем нам искать преподавателя биологии, когда у нас есть замечательная учительница труда с 30-летним стажем, она отлично справляется, тем более там 0,5 ставки только, да и кому эта биология нужна», – прозвучало с год назад на родительском собрании в одной из школ Невского района Санкт-Петербурга. Кстати, инициатива такого «совмещения» в свое время также исходила из учительского сообщества. Тогда куда деваться выпускнику педвуза, профессионалу-предметнику, когда с ведением занятий по его предмету «отлично справляется» пенсионерка, бывший инженер?
И, в седьмых. Хотя, нет, хватит и шести причин задуматься.

С 1 июля 2012 года Закон № ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» начинает действовать. Нам говорят – митингуйте, надо что-то делать, вот-вот случится нечто страшное. Да мы уже почти год фактически живем по этому закону. Нам говорят – учительство в опасности, у учительства проблемы. Да большинство этих проблем порождено самим же учительством. Нам говорят – образование вгоняют в кризис. Как будто то, что имеет место быть сейчас, не является кризисом. Нам говорят – нужно менять что-то глобально. А опыт и профессиональное чутье подсказывать, что действовать нужно как можно более локально. Странно протестовать против реальности. Как бы ни поддерживали мы идеи, которые уважаемый Андрей Дементьев и его соратники пытаются вынести на всенародный протест, но все же пойдем другим путем, чтобы в собственных же глазах выглядеть достойно.  


Комментарии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.