6+

За достойное образование

Читайте материалы по реформе РАН...

Портал о развитии благотворительного и гражданского движения
/ Главная / "Власть без мозгов" / Боевые действия участников Социального Пресс Клуба

Пресс конференция по реформе средней школы в ИТАР-ТАСС



Стенограмма пресс-конференции



Обращение к Президенту к депутатам Государственной Думы



Нравственность против безграмотности



Предупреждение перед принятием Закона об образовании


2011 "Профессиональное сообщество Петербурга хватается за голову от грядущих стандартов образования", история

Пресс-конференция в ИТАР-ТАСС 2011 г.
"Тенденции развития школьного образования. К чему ведут новые стандарты"
 
Иван Иванович Краско:
"Школьные реформы социально опасны"
 
Реформы образования – одна из самых громких тем за последние полгода. Не успело завершиться активное обсуждение нового закона об образовании – (документ в интернете прокомментировали 11000 пользователей, сейчас он отправлен на доработку), как общественность обеспокоилась другой «школьной проблемой» - новыми стандартами образования.
Что несут за собой перемены – обновление устаревших методов обучения или разрушение сложившейся системы? Сегодня участники социального пресс-клуба – представители органов власти, журналисты, общественники решили разобраться в этом вопросе.
В начале мероприятия Светлана Агапитова, модератор заседания, предоставила участникам-скептикам возможность первыми высказаться по поводу школьных нововведений.
Александр Ратников, ведущий радиопрограммы «Давайте разберемся», в своих программах неоднократно касался проблем образования. По его словам, не все родители и учителя понимают суть происходящих перемен. Но то, что уже поменялось с приходом ЕГЭ, например, взрослых пугает. Неужели последующие изменения будут столько же неоднозначны?
Валентин Семенов, директор НИИ комплексных социальных исследований, посетовал на снижение общего культурного уровня школьников. По приведенным им данным, все меньше детей читают книги, все больше испытывают трудности в использовании языка для грамотного выражения своих мыслей. Помогут ли школьные реформы исправить эту ситуацию?
По мнению Самуила Шурухта, консультанта-психолога, все нововведения еще «сырые» и «противоречивые». И, прежде чем их внедрять, нужно все тщательно перепроверить и экспериментально исследовать.
Практикам было, что на это возразить: новые стандарты не такие уж и «новые». По ним уже давно работают многие регионы и некоторые частные школы Петербурга – и довольны результатом. Светлана Громова, завуч одной из таких школ, отметила, что маленьким детям нужен дневной отдых, нужна игровая манера подачи материала и вовсе не обязательны оценки – особенно первые полгода, когда идет привыкание к школе. И новые стандарты, как раз таки закрепляют все это на уровне обязательных правил.
Коллегу поддержала директор школы №569 Инна Королева, которая уже ознакомилась с вводимыми методиками на специальных курсах подготовки учителей. По мнению педагога, никакого «криминала» в новых подходах к образованию нет. Да, преподавателям придется больше времени уделять на подготовку, придется посещать курсы повышения квалификации, чтобы уметь правильно донести материал для учеников.
«Сам подход – знания не только ради знаний, но и для активного применения их в жизни – правильный, - считает Инна. – Мы все изучали в школе химию. А многие ли из нас смогут вывести пятно на одежде? Нет. И пригодилась химия только 1% учеников, а сколько слез пролили из-за нее остальные 99%?»Это мнение педагога вызвало волну возмущения в зале: «Как же быть? Предлагаете кого-то совсем без образования оставить?! И как дети могут сами определить, какие предметы им нужны, а какие – нет?».
Сергей Тимофеев, начальник отдела образовательных учреждений Комитета по образованию, заверил всех присутствующих, что никто из школьников не останется без базового уровня школьных знаний. И все разговоры про переход на платную систему – не более, чем слухи.
Да, школа получит право предоставлять платные услуги, но только по факультативным, дополнительным курсам. И только в том случае, если родители посчитают это нужным.
«3-4 предмета бесплатно, а остальные за деньги - это тоже миф - заверил представитель комитета, - и никто этого не допустит».
С 1 сентября новые стандарты уже начинают работать в начальной школе. Насчет изменений в средней школе - вопрос пока открыт. Возможно, это будет 9-10 базовых предметов (сейчас – 14), а остальные ученики будут «добирать» по своему усмотрению. Но все равно, меньше положенного количества часов никто изучать не будет. Как и больше положенного – не позволят нормы СанПиНа.
«Все мифы и недопонимания рождаются оттого, что не выстроен диалог между двумя сторонами, - комментирует Светлана Агапитова.
Нужно не просто ставить родителей перед фактом грозящих изменений, а проводить с ними работу, объяснять смысл нововведений. Тогда вместо сопротивления школа получит мощную поддержку со стороны семьи. А это очень важно для успешного обучения и воспитания»
Опубликовано на сайте Уполномоченного по правам ребенка Санкт-Петербурга и ЛО.
 
 
Юлия Земскова
С 1 сентября 2011 года все российские первоклассники начали учиться по федеральным государственным  образовательным  стандартам (ФГОС) начального общего образования.
 
Максимальная величина  недельной нагрузки  для обучающихся  2-4-х классов увеличена на 1 час. Школы с углубленным изучением профильных предметов переходят на 6-дневную учебную неделю. История противостояния сторонников и противников таких нововведений наиболее полно представлена в проекте "Письмо губернатору".
 
17 мая 2012 утверждены ФГОС старшей школы. С 2013 года школы начнут переходить на двухуровневое образование: базовая средняя школа и профильные старшие классы по выбранной специальности с перспективой на будущую профессию или поступление в вуз.
 
Сегодня с журналистами проблему "сырых" стандартов обсудили уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова, филолог, профессор русской литературы XX века, депутат ЗакСа Александр Кобринский, академик, президент Международной лиги защиты культуры, вице-президент Российской Академии естественных наук Георгий Фурсей, социальный психолог Самуил Шурухт; от комитета образования на встречу с журналистами, увы, никто не пришел.
 
Агапитова: "Новые стандарты опасны"
 
"Обсуждение новых стандартов было недостаточным, - призналась Агапитова. - К сожалению, мнение общественных организаций и родителей практически не было учтено. Мы сделали сравнительный анализ  новых ФГОС: отрицательных отзывов гораздо больше, чем положительных. Но есть и позитивные моменты: во-первых, стандарты будут приняты не сразу и не сейчас, во-вторых, ФГОС подписаны перед самым уходом прошлого министра образования Андрея Фурсенко, вполне возможно, что новый министр будет более нацелен на диалог".
 
Уполномоченный по правам ребенка уверена, что данный образовательный эксперимент еще покажет свои минусы и плюсы.
 
"Невозможно брать стандарты старшей школы отдельно от средней, - уверена Агапитова. - Новые ФГОС очень похожи на то, что сейчас пытаются делать профильные школы, но в профильных учреждениях нет такого строгого ограничения по предметам. Выбрав в 9 классе, например, филологическое направление, в 11 классе ребенок может понять, что это не его, но уже будет поздно, у него нет базы для сдачи ЕГЭ. К 9 классу большинство школьников не могут определиться, кем они хотят быть. Даже студенты 1-2 курсов часто переводятся в другие вузы, что же говорить о школе. В стандартах должен быть предусмотрен индивидуальный подход, корректировки руководства школы, чтобы, например, в 11 классе учащийся мог сменить профориентацию".
 
Фурсей: "Наше образование развивается по порочной концепции"
 
"Наше образование развивается по порочной концепции, - считает академик Фурсей. - В СССР у нас было прекрасное фундаментальное образование. Что происходит теперь? МГУ упало в рейтинге чуть не на 200 позицию, а ведь советское образование было одним из лучших. В новых стандартах звучит мысль, что государство не должно влиять на образование. А ведь образование — это наше будущее, на него не должны жалеть денег. Это не сфера услуг, это формирование человека будущего. Современные люди не знают элементарных вещей. В базовых предметах нет астрономии, а ведь мы первые полетели в Космос. На лицо кризис науки и образования. Выход один — назад в будущее, возвращение к корням. Не нужно ничего рушить, нужно просто услышать профессиональное сообщество".
 
Кобринский: "Новые стандарты лишают выбора"
 
"Новые стандарты не улучшают, а ухудшают наше образование, - уверяет депутат ЗакСа Кобринский. - Ребенку не дают нормальную образовательную траекторию. Учащийся должен иметь право на выбор: развиваться по профессиональному пути или взять отсрочку. Новых стандартов до сих пор нет на сайте Министерства образования. Они принимались как будто в тайне до принятия "Закона об образовании". Странная система. Как будто на школьниках ставится эксперимент: сначала принимается предзаконный акт, потом уже закон".
 
Шурухт: "Стратегическая история с реформой образования провалена"
 
Социальный психолог рассматривает ФГОС через призму указов президента:
 
"Закон об образовании" внесен в Госдуму, затем утверждается федеральный стандарт образования. И тут до 1 июля указом президента необходимо разработать концепцию математического образования, то есть системная реформа вышла с провалом в области математического образования. Следующий шаг — разработать концепцию оказания помощи талантливым детям и молодежи, то есть масштабная реформа не предусмотрела, что дети бывают талантливыми, и потребовался отдельный указ. Федеральные реформы не готовятся за год. Японцы готовили такую реформу 10 лет. Специалисты говорят, что в ближайшие 10 лет страны начнут конкурировать не из-за нефти, а из-за человеческих ресурсов. Эту планку мы сознательно понижаем. Только по официальным данным, за последние 2 года страну покинул 1 млн 200 тыс. человек. Из указов президента видно, что он вынужден позволить проектный подход  к решению стратегических задач".
 
Все присутствовавшие сошлись на одном: школьное образование должно быть полноценным. "Стране грозит дебилизация", - подытожил Шурухт.
 
Карина Саввина - Балтийское информационное агенство
"Законы Ньютона и таблица Менделеева: в ПТУ обойдетесь без них".
Двери ПТУ всегда открыты
  Внедряя федеральный образовательный стандарт, учеников поставят перед выбором, не оставив им права на ошибку и реализацию своих новых интересов. В старшей школе будет только шесть обязательных предметов. Эксперты уверены: такой подход разваливает всю систему школьного обучения. 
2013 год федеральный образовательный стандарт в качестве эксперимента сможет применять любая школа, если обладает достаточными ресурсами – то есть, деньгами, персоналом и оборудованием. По сути ФГОС для старшей школы означает, что теперь девятиклассники переходят на новую, профильную систему обучения, которая прежде практиковалась лишь в специализированных гимназиях и лицеях.
 
Если раньше, чтобы посвятить два последних класса, например, изучению только физики и математики, девятиклассник Петербурга пытался поступить в 239-й лицей, то теперь, казалось бы, ему не нужно будет так напрягаться. По достижении 14-15-летнего возраста от учеников потребуют решить, кем им хочется стать, что они желают изучать – гуманитарные науки, естественно-научные или технические.
 
Лишние предметы
 
Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова уверена, что такие жесткие условия лишают детей истинного выбора и права на ошибку. «Считаю, что обсуждение стандартов было недостаточным. К сожалению, мнение общественных организаций и родителей практически не учтено», – говорит она. Отрицательных отзывов и прогнозов по поводу введения ФГОС старшей школы среди экспертного сообщества гораздо больше, чем положительных, утверждает омбудсмен.
 
«У меня дочка заканчивала в прошлом году 56-ю гимназию, где уже давно введено профильное обучение для старших классов. Есть филологическая, социальная направленность, естественные науки... Каждый старшеклассник может выбрать себе профиль. Но есть опасность, о которой могу судить по своему ребенку. Выбрав в 9-м классе филологическое направление, к 11-му классу она поняла, что это не совсем то, что ей надо», – рассказывает Светлана Агапитова. Действительно, резко сменить профиль, если у школьника вдруг появляются совсем иные интересы, после отказа от показавшихся ранее «лишними» предметов будет проблематично.
 
«И ребенок не может сдать ЕГЭ, которые ему стали необходимы», – подчеркивает Агапитова. Она предлагает смягчить программу ФГОС, сделать подход более индивидуальным, чтобы директора и учителя имели возможность помочь таким «сбившимся с пути», так как процент школьников, способных в 9-м классе внятно ответить на вопрос о своей будущей профессии, слишком мал. Как известно, в России и студенты зачастую даже к третьему курсу подумывают о переводе в другой вуз и смене профиля.
 
Школа должна быть «экономной»?
 
Самые яростные нарекания экспертов вызывает тот факт, что федеральный стандарт объявляет обязательными очень ограниченное число дисциплин. Их всего шесть: это математика, иностранный язык, ОБЖ, физкультура, история и русский язык с литературой как единое целое.
 
«Во-первых, нет такого предмета «русский язык и литература», – говорит депутат ЗакСа Петербурга и известный филолог Александр Кобринский, – а идея госзаказа школ не может и не должна трактоваться исключительно в коммерческом духе». То есть, не должна ставиться задача любой ценой сократить количество изучаемых дисциплин и, как следствие, объемы финансирования школ.
 
«Технократический подход, который мы наблюдаем в отношении власти к системе образования, призван решить только одну проблему: сократить бюджетные расходы», – подчеркивает Кобринский.
Все школы, уверен парламентарий, не станут упускать возможность как можно больше предметов сделать платными, как в случае со многими российскими медучреждениями, где требуют деньги даже за то, что по закону должны предоставлять бесплатно.
 
«Образование – важнейшая область жизни страны, формирование граждан будущего. Экономить на нем – все равно что экономить на здоровье», – поддерживает депутата вице-президент Российской академии естественных наук Георгий Фурсей. Нынешний подход к образованию как к сфере услуг он видит крайне порочной.
 
«Это беда. Было прекрасное, фундаментальное образование, заложенное великими людьми, от Ломоносова до Вернадского, в мире на нас молились просто. Мы эту систему сломали, и МГУ сегодня в рейтинге университетов находится на 112 месте», – говорит Фурсей. По его словам, давно пора вернуться «назад в будущее», забыть об американизированных тестовых системах и обратиться к советским корням.
 
Отсрочка выбора
 
Александр Кобринский ностальгию академика по советскому прошлому не разделяет, он говорит, что в 1970-80-х годах около 75% сочинений по русскому языку у выпускников школ не заслуживали больше «двойки», и лишь снисходительность учителей их и спасала.
 
Но стандарты, предложенные Минобрнауки, будут еще более деструктивными и лишь ухудшат ситуацию, считает депутат. По его мнению, ФГОС не дает возможности ребенку выбрать себе нормальную образовательную траекторию. «Они его обязывают подписаться на что-то, когда он еще находится в 14-летнем возрасте, и потом он уже ничего изменить не может», – возмущается Кобринский.
 
Он предлагает предусмотреть образовательную «вилку» в старшей школе: либо учиться по профилю – для тех, кто точно определился с будущим занятием, либо – получать базовое, всестороннее образование высокого уровня.
«Ребенок имеет право на отсрочку выбора», – уверен Александр Кобринский.
 
Анти-стратегическая реформа
 
Светлана Агапитова не оставляет надежды на изменения в системе ФГОС. «Когда президент подписывал закон о митингах, он сказал фразу, которая, на мой взгляд, станет крылатой: давайте посмотрим, как это работает, в наших силах всегда внести правки», – говорит она.
 
Социальный психолог Самуил Шурухт с ней не согласен, потому что, по его мнению, именно такое, проектное вместо стратегического, отношение к системе образования и губит российских школьников. «Если он в пятом классе что-то не выучил, мы не можем сказать, мол, сейчас внесем поправки и доучим его. Нет, он так неучем и останется», – говорит Шурухт.
 
Эксперт считает, что образовательная реформа полностью провалена, о чем можно судить даже из указа президента РФ от 7 мая 2012 года. «Реформа ни математического, ни биологического образования не предусматривает, при том, что в будущем нас ждет эра биотехнологий. Физика и биология не обязательны – что, Ньютон все открыл, теперь учить не будем?» – возмущается психолог.
 
Он подчеркивает, что в России на подготовку реформы потратили слишком мало времени. «Япония десять лет разрабатывала свою реформу, зануды-американцы – тоже десять лет. А у нас – срок «к 1 июля», – замечает Самуил Шурухт.
 
Практически единственный плюс всей системы ФГОС эксперты видят в том, что повсеместно ее вводят не сразу, а лишь с 2020 года. Впрочем, у детей останется еще одна альтернатива, к которой призывает новоявленный полпред президента на Урале Игорь Холманских: двери ПТУ всегда для них открыты.
 
 
Материал опубликован после пресс - конференции "Тенденции развития системы школьного образования: к чему ведут новые стандарты?».
 
 
 

 

 

 

 

 
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.