14 октября 2015
Авторская программа Ирины Образцовой.
Прямой эфир.
Участвовали:
о. Феодосий - руководитель Координационного центра по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, Отдела по церковной благотворительности и социальному служению СПб епархии, Председатель правления Благотворительного фонда "Православная Детская миссия имени преп. Серафима Вырицкого";
Снытко Евгений Алексеевич - заместитель руководителя Православной Детской миссии;
Чусова Ирина Владиленовна - редактор СМИ Социальный Пресс Клуб
о. Феодосий:
- Главная наша задача, как православных христиан, постараться найти таких потенциальных приемных родителей, которые могут воплотить заповедь любви в полной мере, то есть забрать ребенка из детского дома в свою семью и таким образом кардинально решить эту проблему оставленности и одиночества. Опыт страданий ребенка часто гораздо больше страданий того человека, который рассказывает ему о христианских истинах.
Поэтому, когда православные христиане забирают ребенка в свою семью – это и есть лучшая проповедь.
Задача - "забрать сиротство из сердца ребенка ", вытеснить его. Сама теплота - это основа его будущего нравственного мировоззрения.
И. Образцова:
-Почему фонд назван имени преподобного Серафима Вырицкого?
о. Евгений:
- Детская миссия родилась в Вырице, где и находятся наши духовники - Кирилл и Мефодий, которые окормляют наших сирот и там же находится детский приют.
Отцы Кирилл и Мефодий являются духовными чадами о. Иоанна Миронова, который в свою очередь уже был духовным чадом преподобного Серафима Вырицкого. И мы в этом видим особое преемство, особое покровительство Преподобного Серафима Вырицкого, 15-летие прославления которого совсем недавно мы отмечали.
И. Образцова:
-Наша программа выходит в замечательный праздник - день Покрова Богородицы. Предложение исходило от Ирины - выйти именно в этот день, ибо нам всем хотелось бы находиться под этим Покровом, под этим Утешением и благодатью
И.Чусова:
- Я хотела бы сказать, что на мой взгляд, Пресвятая Богородица сейчас плачет.
По результатам работы Социального Пресс Клуба четко видно, что ювенальные технологии, от которых открещиваются, в том числе и на государственном уровне - действуют. И последний при мер - случай в Новороссийске. ( см ) Мне бы очень не хотелось, чтобы т благостное впечатление возникло о работе христианских организаций, потому что они - часть нашего общества и будучи сама православной, я с ужасом иногда смотрю на некоторые пируэты, которые выписывают НКО.
Чтобы не быть голословной, я бы хотела назвать все-таки одну из уважаемых мной организаций, благотворительный фонд «Ночлежка». Последняя акция -открытие бесплатного уличного магазинчика для бездомных сопровождалась тем, что бездомным предложили зеркала, там был стилист и вообще, на мой взгляд, там было шоу. После того, как бездомные оделись, хотя, мне кажется, проблемы в одежде нет, поели горохового супа, приглашенный на открытие стилист дал советы и потом, кто куда пошел? Представители «Ночлежки» пошли домой и получили большое моральное удовлетворение от своей работы, а бездомные -в подвалы. Привожу фонд «Ночлежка» как пример, таких случаев очень много у НКО.
В 2009 году журналист Камилла Нигматуллина написала статью "Сколько стоит слеза ребенка».
Смысл статьи четкий: не решая социальные проблемы многие НКО живут на этих социальных проблемах.
Например: не было бы бездомных , не было бы этой ПИАР акции. Гос. грантов тоже.
Вдогонку: Чтобы помочь бездомным - надо отказаться от гос.грантов!
Разговор идет не о бездомных, хотя все взаимосвязано, а о детях. Я вижу, как многие НКО претворяют в жизнь "Сколько стоит слеза ребенка", помогая детям, но не решая проблему. Мой аргумент - это Новороссийск.
Вы знаете о вопиющем случае как раз по безнравственности: как умер отобранный из нормальной, хотя и бедноватой семьи трехмесячный младенец Родион , которого судя по всему уронили в больнице, куда он был размещен вместе с отобранной трехлетней сестрой.
Мама с полной грудью ходила под окнами этой больнице и умоляла позволить накормить сына грудным молоком. Уже сейчас ясно, что угрозы жизни для детей из этой семьи не было, а только при таких условиях по закону можно отбирать ребенка у родителей.
И это не случайность, это звено одной цепи!
Дело не в том, что он умер. хотя это очень прискорбно, а дело в том, что если бы он не умер мы бы никогда не узнали об этом жестоком и несправедливом отобрании детей. Вместе с Родионом была отобрана ведь и трехлетняя Илона. То есть – всех детей отобрали у молодых родителей.
Откуда я знаю о том, что семья совершенно нормальная и родители заботились о детях.
Именно от службы Милосердия «Благостыня» в Новороссийске, так как сестры милосердия помогали этой семье. Маму Родиона – Викторию там сравнили с наседкой, так она заботилась и волновалась о своих детях. ( см)
Таких случаев много. Речь идет о том, что если христианские организации будут только заниматься тем, что помогать именно в нравственном отношении, но не будут ставить перед властью острые социальные проблемы и говорить неприятную правду, тогда они могут скатиться на уровень НКО, Многие НКО озабочены собственным выживанием.
Они живут на ресурсы, в том числе и грантовые. Помогать приятно и легко, когда нет проблем.
о.Феодосий:
- Сложные вопросы вы задаете. И сложные они потому, что бывают темы , которые уже одним своим обозначением разделяют аудиторию. Если мы говорим, что мы выступаем категорически против, это общее место - никто из традиционных конфессий не поддержит действия ювенальной юстиции в том виде, в каком они сейчас себя представляют.
Но когда мы доходим до каких - то акций против, сразу возникает вопрос: а не являются ли эти люди ультрарадикальными деятелями, которые может быть в борьбе этой немножко перегибают палку? Все это незначительные факты в сравнении с огромной страной. Это не является сейчас проблемой номер один в отношении детей-сирот в России. Конечно, и та и другая точка зрения находит своих сторонников, плюс множество мнений посередине двух полюсов.
Наша задача - духовно-нравственное воспитание детей в любом положении: из числа православных верующих , благодаря нашей деятельности, находятся люди. которые становятся опекунами или приемными родителями и таких много. Ни один десяток сирот ушли благодаря Детской православной миссии из сиротских учреждений в семью, и никто из них не вернулся обратно.
И. Чусова:
- Ни в коем случае не призываю к участию Вас в этих акциях.
Мой контраргумент другой: ситуация настолько сложна сейчас с внедрением технологий ювенальной юстиции, что сам Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ на общественном совете предложил принять решение о создании малого жюри присяжных при решении спорных ситуаций, связанных с детьми ( см)
Он говорил о тысячах изъятых и отобранных детей.
Церковь должна вот на этом этапе защиты семьи выступать не только как церковь в обычном понимании слова, но все-таки предлагать решения, которые , возможно, будут приняты не через какое то время, НИ ПОСЛЕ СМЕРТИ РОДИОНА, а раньше.
Социальный Пресс Клуб как раз точка в точку говорил о необходимости принятия того решения, который принял, наконец, Астахов, но говорил в феврале этого года.
Был круглый стол, в котором приняли участие представители крупнейших благотворительных и общественных организаций Санкт-Петербурга, работающие с сфере защиты прав семьи и детей, и хорошо знающие то, о чем они говорят.
Абсолютное большинство участников ( если не все) высказались за ограничение монопольных право органов опеки- полное или частичное, за общественный контроль над их действиями.
Звонок. Слушательница жалеет, что по возрасту не может принять в свою семью детей.
Продолжение передачи:
И.Чусова:
- Если бы эта слушательница захотела бы сейчас принять в свою семью детей, то органы опеки и попечительства, возможно. не разрешили бы ей по нескольким причинам. Не разрешают даже принять ребенка с инвалидностью в семью общественного помощника самой Уполномоченной по правам ребенка в Санкт-Петербурге.
Представитель Уполномоченного была три (!) раза на суде, встав на защиту этого общественного помощника Причем, что интересно, в районных организациях других опек, сам этот случай отказа подготовленной принимающей семьи называют бессмысленным.
То есть, в каждой опеке - своя опека и зависит она от конкретного человека.
Ситуация далеко не благостная.
И. Образцова:
- Церковь у нас отделена от государства? Внести изменения в законодательство, повлиять на сознание чиновника она не может?
о.Феодосий:
- Можно формулировать определенные идеи и доносить озабоченность, как это принято говорить.
Но мне кажется, что задача церкви говорить о всем комплексе проблем связанных с детьми, а мы думаем, что проблема брошенных детей в России сейчас одна из самых страшных проблем: все эти статистические данные говорят о том, что с одной стороны государство наше возрождается, мы видим во многих отраслях, спорт, Олимпиада и так далее, а вот этот пласт...
Все это говорит о нравственном состоянии общества. Безнадзорные, беспризорные, брошенные дети..
Победить эти явления, это значит победить грех.
Можно в нашем обществе победить грех? В той или иной степени! Но всегда будут перегибы, перекосы, отдельные представители органов опеки и так далее. Поэтому, считая эту проблему важной, и заслуживающей внимание, мы должны вспомнить и о других проблемах, которые идут рука об руку и, может быть, друг друга обуславливают.
Мы много раз сталкивались с ситуациями, когда ребенка нужно было забирать из семьи, как это не ужасно звучит. Когда в семьи была угроза для его жизни.
Конечно, мы должны сделать все. чтобы ребенок оставался в родной семье, никто не заменит подлинных отца и мать, но с другой сторон – есть и такие вот ситуации и это - обратная сторона нравственных болезней нашего общества.
И плюс, я бы добавил важный момент : мы говорим о роли церкви при устройстве детей- сирот в семью, говорим о том, что для церкви существует большое поле, нереализованный потенциал для прихожан . За предыдущий год более 1000 детей было устроено в приемные семьи в Санкт-Петербурге. Как вы думаете сколько из этих детей было детей инвалидов? Всего девять.
И.Образцова:
- Но мы же говорим о нравственных аспектах проблемы.
И.Чусова:
- Понимаете. о нравственности говорил Лихачев, нам надо уже говорить о конкретных случаях.
Я говорю о том, что опека имеет монопольное право на решение и на определение судьбы ребенка, и только через годы - сколько времени прошло? наконец то заговорили о необходимости жюри присяжных
- о том, что НКО сейчас под флагом грантов занимаются будто бы устройством детей в семью, а потом те же НКО реабилитируют вторичные отказы и так далее.
Говорю о том, что система НКО требует перемен, большей независимости искренности, и
еще говорю о том, чтобы очень не хотелось, чтобы христианские благотворительные организации пошли по пути светских НКО.
Нравственность это общее понятие. Мне бы хотелось говорить сегодня более предметно, что я и пыталась сделать.
Братья- сестры православные мне говорят: да там нормальная семья.
Потом увидела фото - убитых горем родителей.
Простите, трагедия в Новороссийске- это не случайно, это звено отлаженной системы. Системы, которая декларирует все будто бы как хорошее, на самом деле она скатывается на ювенальные
Мы в предыдущих передачах рассказывали о семьях, столкнувшихся с несправедливостью:
О Сучковых, Гусевых.
о. Евгений:
- Сама проблема, уже о.Феодосий сказал об этом. очень масштабная. Когда мы начинали, мы никогда не думали, что наше движение перерастет в такой масштаб на уровне епархии, но мы все-таки дорожим конкретным ребенком, которого мы встречаем, несмотря на все трудности
И.Чусова:
- Внимание к конкретному ребенку это замечательно. Мое мнение - подвигнуть христианские организации быть более активными в социальном отношении.
о. Феодосий:
- Не так много христианских благотворительных организаций.
о. Евгений:
- Детская миссия насчитывает в своих рядах более 300 волонтеров, которые имеют возможность войти в детские дома, а этих детских сиротских учреждений более 70 по Санкт-Петербургу и ЛО.
Состав волонтеров самый разный, мы их называем добрый человек, это те, кто откликаются на первую и последнюю боль на земле - боль ребенка.
Мы приглашаем прийти радиослушателей в детские дома и обогреть подзамерзшее сердце ребенка, помочь конкретному человечку
И.Чусова:
- Прежде всего, благодарю за островок любви и терпения, который есть на Санкт-Петербургском радио, Вас, Ирина.
Знаете, я еще раз посмотрела немного фильм "Судьба человека". Ведь там как усыновляется ребенок ? Дали бы усыновить сейчас? Думается, нет! Органы опеки сказали бы: куда он берет этого ребенка, он сам без дома...
Я бы не стала об этом говорить, если бы не услышала из уст руководителя уважаемой и авторитетной в Санкт-Петербурге организации, помогающей принимающим родителям, реприку в адрес одной потенциальной принимающей мамы:
« А у нее стрессоуствойчивости нет».
Какое помрачение! Причем здесь стрессоустойчивость? А где любовь? Мы слово любовь реально забыли. И я связываю возрождение любви именно с христианскими организациями.
Но действующими смело и ставящими острые социальные вопросы.
о. Феодосий.
- Если кто - то будет сталкиваться с такими проблемами, предлагаем обращаться к нам - в отдел по благотворительности Санкт-Петербургской епархии.
Мы попробуем оказать помощь.
Православная детская миссия имени преподобного Серафима Вырицкого